Открытый урок по русскому языку
в 4-м классе по теме
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о местоимении, как части речи;
• знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
• овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при
проверке;
• развитие самостоятельности;
• развитие интереса к изучению русского языка.
Межпредметные:
Регулятивные УУД:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролёров.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
Оборудование:
таблица «Личные местоимения».
Мультимейдийный проектор, компьютер, презентация
Карточки с текстом
Сказка (авторская) «В царстве местоимений».
Иллюстрация к сказке « В царстве местоимений».
Ход урока:
1. Психологический настрой
Русс-яз «местоимение в русском языке» видео ролик
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
Открыли тетради записали число классная работа
2. Словарно-орфографическая работа
На доске:
ап … етит, ч… гун, чес… ный, ж… лезо, рома…ка, ж…лать, ове…, грус…ный, теле…изор, к…лометр, д… ликатный.
– Для того, чтобы назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове вставить букву.
-Ребята поставьте пропущенную букву.
– Какое слово получилось из пропущенных букв?
(Это слово путешествие.)
На доске: Путешествие
– Каким способом можно совершить путешествие?
(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).
– С какой целью совершаются путешествия?
(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами и т.д.)
-В рамках программы РУХАНИ ЖАНГЫРУ культурное наследие мы тоже с вами совершили путешествие в Шымкентский зоопарк. Ходили пешком рассматривая животных.
– Что такое путешествие? Посмотрев в словарь Даля определение.
(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)
– Что можете сказать о написании этого слова?
(В слове путешествие пишется непроверяемая гласная е) это словарное слово это слово надо запомнить
– Запишите чистописание это слово в тетрадь..
– Составьте предложение со словом путешествие.
Путешествие по зоопарку доставило нам огромное удовольствие.
– Запишите предложение в тетрадь.
– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.
(Путешествие, удовольствие – это имена существительные.
Доставило – глагол
Огромное – имя прилагательное)
– Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном, об имени прилагательном, о глаголе.
– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам? НАМ это местоимение
(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)
– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой.
Тема нашего сегодняшнего урока: “Местоимение как часть речи”
Работа по теме.
- – Ребята, послушайте сказку, которая называется «МЕСТОИМЕНИЕ».
Само название произошло от слов «вместо имени».
СКАЗКА.
(читает учитель)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.
Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.
Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:
Я, ТЫ. ОН, ОНА –
ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,
ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,
В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!
И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)
Работа над сказкой.
– Вам понравилась сказка?
– Что означает слово местоимение? (вместо имени)
– Сколько местоимений было в этом царстве после переписи? (96)
– С кем подружились местоимения? (с именами существительными)
— Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)
– Что общего между именами существительными и местоимениями? (отвечают на одни и те же вопросы).
Существительное | Местоимение | |
Вопросы | Одинаковые | |
Значение | Называет предмет | Указывает на предмет, не называя его |
– Какие местоимения вы уже можете назвать?
А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!
(Загадка записана на доске)
ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,
ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.
– Что это такое? Догадались? (тень)
Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.
– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.
— Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи).
Цель: Ознакомить с ролью местоимений в речи, развивать умение распознавать местоимения в тексте правильно употреблять в речи. Развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас слов. Формировать исследовательскую работу и умение работать в парах. Воспитывать любовь к природе.
- Работа над правилом по учебнику (с. 92) и по опорной таблице.
МЕСТОИМЕНИЕ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ НЕ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ИЛИ ПРЕДМЕТ, А ТОЛЬКО НА НЕГО УКАЗЫВАЕТ.
- Физминутка
– Нам предстоит большая работа, но сначала отдохнём
Я ТЫ ОН ОНА
- Беседа
— Мы с вами были в зоопарке и видели очень много животных. Сейчас поработаем над текстом, где говориться о птице.
— Кто это? О какой птице пойдет речь.
- Изучение нового материала
Сова – хищная птица. Из всех видов сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши.
– Прочитайте текст. Определите, какой в нем имеется недостаток? Как этот недостаток можно исправить?
(В каждом предложении повторяется слово сова. Чтобы это исправить, необходимо слово сова заменить другими словами)
– Прочитайте текст, заменив слово сова другими словами.
– На какой вопрос отвечает слово сова?
– На какой вопрос отвечает слово она?
– Что можем сказать об этих словах?
– Запишите в тетрадь исправленный вариант текста.
– Вместо какой части речи вы употребили слова она, у нее?
(Слова она, у нее мы употребили вместо имени существительного.)
– Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного и прилагательного, называется местоимением.
– Слова она, у нее являются местоимением.
– А что оно делает? (Указывает на него).
– На что же указывает местоимение? (На предмет).
Вывод:
Местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, не называет конкретный предмет, но указывает на него.
- Работа по учебнику.
Упр 251 работа в группах Игра «Кто быстрее?» письменно
- Игра «Кто внимателен».
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то сидите ровно как ученик.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
Дифференцированная работа в парах
Вставьте в текст подходящие по смыслу местоимения.
Русский язык.
… люблю уроки русского языка. На этих уроках … учимся понимать красоту и силу родного языка. … помогает нам дружить и жить в мире всем людям.
Задание:
– Прочитайте текст. Подумай, какие местоимения в предложениях пропущены?
– Вставьте вместо точек местоимения.
– С какой частью речи связаны местоимения в предложении?
– Подчеркните в первом и втором предложении главные члены.
– Каким членом предложения является местоимение?
Тест: Ребята, я вам предлагаю небольшой тест по теме «Местоимение – часть речи»
ТЕСТ
Проведение тестирования.
- Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения. - Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет - Укажите местоимение:
а) ель б) ем в) ты
4.Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы б) она, он в) в, о
- Итог урока. Рефлексия.
Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
-Чему должны были научиться на уроке?
— Достигли ли цели урока?
– Что больше всего понравилось?
– Что узнали сегодня о местоимениях?
– Что общего между именами существительными и местоимениями?
Заполняют таблицу:
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею верно использовать местоимения в речи. | |
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. | |
4) Мне необходимо поработать над… | перечисли темы для доработки |
Задание на дом. Выучить правила. Выполнить упражнение 253 с. 93.
Ерназарова В.Н.,
учитель начальных классов,
ОСШ №14 им. М. Сапарбаева
ЮКО Сайрамский район,
село Карасу