Home » Детский сад » Моя родословная — частица родословной нашей страны

Моя родословная — частица родословной нашей страны

В рамках научно-просветительского проекта «Музей и дети» интегрированное занятие

 Цель: Приобщать детей к народно-прикладному творчеству казахского народа, формировать понятие «Батыр – защитник Родины». Развивать преемственность поколений. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям.

Задачи: расширять кругозор детей о культуре казахского народа, воспитывать уважение к историческому наследию, познакомить с правилами обращения с музейными экспонатами

Тип занятия: интегрированное занятие.

Методы: в рамках занятия-экскурсии использовать элементы беседы, диалога, игры.

Оборудование:

  1. Презентация
  1. Экспонаты: сундук, шлем, кольчуга, пояс, сабля.
  2. Раздаточный материал: картонные заготовки пояса, казахские национальные орнаменты.
  3. Сюрпризный момент.

Деревянный ящик крепкий,

Он таит в себе секреты,

Он надутый как индюк,

Называется… (сундук).

– Ребята, что же это? Как вы думаете, что хранится в этом сундуке, хотите узнать, что в нем? А что хранится в нем,  нам расскажет лектор музея Елбасы РК Жакупова Саягуль Курбановна.

– Посмотрите, здесь письмо, адресованное нам.

Что же в нем? А в нем стих-загадка:

Вот «Батыр» – наш славный сын,

С ним народ непобедим!

О ком же написано в нашем стихотворении? Ответ детей: о батыре

  1. Моя родословная

– Ребята, а каких батыров вы знаете? – Науырызбай, Кабанбай, Малайсары, Кобланды, Баян, Карасай батыры.

  • Ребята, а вы знаете кто такие батыры?

Ответ детей; батыры защищали нашу Родину

–  Почему их называют «Батырами»?

Ответ детей: они смелые, сильные, храбрые …

– Батыры сыграли решающую роль в сплочении силы и духа народа в борьбе с многочисленными врагами, претендующими на бескрайние просторы Казахстана и конечно, сыграли решающую роль в Процессе становления казахской государственности, казахского ханства.

 Их имена сохранились в памяти народа, а героические подвиги, совершенные ими во имя свободы и независимости родины, передаются из уст в уста как эстафета-завещание одного поколения другому.

– Среди батыров был  Карасай батыр. А вы знаете, что он Прямой предок Нурсултана Назарбаева в восьмом колене.

Для казахов почитание предков наполнено великим смыслом.

– А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют предками? (мама, папа, бабушка, дедушка т.е. родственники).

– Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа их братья, сестры и дети.)

– Если объединить ваши ответы можно сказать, что род — одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи-это бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.

Слайд: № 1– У многих из вас есть братья и сестры у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род изображают в виде древа, которое называется «генеалогическое древо».

Слайд: № 2 – Обратите внимание, а это «генеалогическое древо»  нашего президента Н. А. Назарбаева.

В пять лет Нурсултан знал свою родословную до двенадцатого колена, и, если старики спрашивали о его родовом происхождении, то он с гордостью и в четкой последовательности называл своих дедов.

– А как звали отца Нурсултана: Абиш   дать информацию о происхождении

– А как звали отца Абиша: Назарбай

Слайд: № 3 – А в восьмом колене, прямой предок Нурсултана Назарбаева является батыр Карасай. Легендарный батыр, известный далеко за пределами казахской степи, был одним из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцем казахского ополчения. И его имя стало боевым кличем рода Шапырашты.

Карасай батыр жил чаяниями своего народа, учил молодых военному искусству, решал мирские споры. Народ всегда будет помнить имена своих героев и их славные подвиги.

– Обратите внимание, на слайд Карасай батыр изображен в полном военном обмундировании. Ребята, какой должно быть военное обмундирование?

Рассуждения детей: прочной, металлической, твердой, крепкой …

– Почему оно должно быть таким?

Рассуждения детей: Чтобы не пораниться.

– А у нас в волшебном сундуке еще что-то есть …

 Казахская традиция. «Бес қару»

– Ребята, какое имели оружие батыры в своем арсенале? – копья, луки, стрелы и т.д.

– Правильно.

– То, что вы перечислили относится к «бес кару». «Бес кару» означает пять видов оружия, к ним относится: қылыш «клинок; сабля» или семсер «меч», найза «копьё» или сүнгі «пика», садақ «лук», «лук со стрелой», күрзі «булава», айбалта «боевой топорик». В тяжелые захватнические времена, когда враг подходил к границам степи, наши предки вооружались саблей, стрелой и копьем, защищиая свою землю, свой народ от многочисленных нашествий. И уже в раннем возрасте мальчик знал, что такое быть – воином. Юных воинов обучали приемам выездки коней, изготовлению лошадиной упряжи, седел, уздечек, оружия для верхового воина. Казахский народ всегда ценил своих батыров

Слайд: № 4 Одним из боевых оружии «бес кару» относится айбалта – боевой казахский топорик. – Как вы думаете, откуда у него такое название? – Его название происходит от серповидной формы головки топорика, напоминающей месяц, молодую луну. Для вас представлены работы современных казахских мастеров, выполнивших сувенирные варианты по аналогии боевых топоров. Топорики служат, как сувенирный вариант с применением серебряных пластин и полудрагоценных камней. На головке топорика работы братьев Кулменовых имеется надпись на арабском языке. Религиозные надписи служили оберегами владельцев. А вот эти две работы являются произведениями мастера Е. Даубаева. В его работах можно увидеть мастерское владение различными видами техники по металлу, по камню, по коже. Казахское ювелирное искусство, имея много общего с традициями других народов Центральной Азии, остается самобытным и узнаваемым.

Слайд: № 5 Ребята, вашему вниманию представлен исторический артефакт – казахская сабля. В первую очередь сабля идеально приспособлена для конного боя. Изобретение стремян позволило всаднику привставать на стременах и наносить дугообразный удар, более эффективный и достигающий цели. Поэтому клинок сабли имеет изогнутую форму. Такой тип сабель имеет изогнутый в нижней трети узкий клинок. Эфес сабли составляет крестовина с перекрестьем, узкая рукоять и небольшая отогнутая в сторону лезвия головка. Рядом с казахской саблей расположены различные современные вариации этого оружия, выполненные современными казахстанскими мастерами. В целом, они повторяют традиционные формы казахской сабли. В среде кочевой знати особо ценилось украшенное оружие, символизировавшее богатство и могущество.

Слайд: № 6 А теперь давайте перейдем к следующему виду «бес қару» – копью – древнейшему виду оружия. Как святое оружие копье раньше других стало символом власти, связывают с ним мужество, силу и плодородие. Копьем часто вооружены боги, цари и герои.

Слайд: № 7 – А сейчас каким видом оружия пользуются наши солдаты.  Огнестрельным – А почему? Потому что оно скоростное, мощное. Так вот в средневековье одним из скоростных метательных результативных оружии являлся лук. Появившись 40-30 тыс. лет тому назад, он получил широчайшее распространение у разных народов. Лук – весьма эффективное оружие. Он обладал такой мощностью, что пробивал кости животных и людей. Существовали стрелы, пронзавшие щит и кольчугу, а, порой, и две кольчуги. Например, древние китайские луки «справлялись» даже с одним из самых прочных доспехов – восточным, состоявшим из кожи, войлока и тонких металлических пластин. Согласно источникам, средневековые лучники прицельно стреляли с частотой 8-12 стрел в минуту. Еще одна важная особенность лука – бесшумность. Это свойство делало его незаменимым на охоте и в военных действиях, и позволило стать массовым оружием, особенно в регионах, где жили охотники и кочевники.

Слайд: № 8 К «бес қару» относится и следующий вид оружия это – булава. Первые булавы с каменным наконечником появились в эпоху неолита, с металлическим – в эпоху бронзы. Булава получила широкое распространение во многих странах. Но постепенно утратила боевое значение и стала символом власти военачальника. Как вы заметили трепетное отношение к оружию, к амуниции сложилось в Казахстане еще со времен великих предков: скифов, саков, сарматов и кипчаков. Статный конь, красивое удобное седло и сбруя, прекрасная сабля были для воинов олицетворением их высокого социального положения и доблести. Батыры – сердце казахского народа.

Физминутка. Воспитатель: В древности   поясу придавалось особенное значение, батыр без пояса- батыр без чести, пояс считался оберегом приносящий удачу и благополучие своему хозяину. Украшались пояса драгоценными камнями, инкрустировались золотыми и серебрянными пластинами. Что такое мастерская? В мастерской работали мастера по изготовлению каких- то предметов одежды,оружия,посуды и.т.д.

Сегодня, я предлагаю вам побыть на месте мастеров по изготовлению пояса.

На столах лежит все необходимое для этого, украшаем пояс .

Самостоятельная работа детей.

Посмотрите, какие красивые пояса у нас получились. Давайте подарим эти пояса нашим гостям, чтобы эти пояса приносили удачу и благополучие. Дарим пояса гостям.

-Ребята, вам понравилась сегодняшняя экскурсия?

— Что нового вы узнали?

-Кто такие батыры?

-Что такое родословная?

-Какой предмет оберегал батыров?

— Какие виды оружия батыров вы знаете? (айбалта, қылыш, найза, садақ, күрзі, белбеү)

На этом занятие наше закончилось. Спасибо.

 

 Батарбекова Нурзия Хабиевна,

воспитатель высшей категории,

 ясли-сад № 87 «Қадыр»,

 г.Нур- Султан,

Жакупова Саягуль Курбановна,

лектор, научный сотрудник музея Елбасы

 

 

 

6 комментариев

  1. Очень интересно и доступно, хорошо, что наши дети будут знать свои корни ??

  2. Спасибо, познавательно!

  3. Очень познавательно!!!!

  4. Интересно!!!!

  5. Н.Х.Батарбекова — психически не нормальная женщина, ей страшно доверять детей, родители будьте осторожны. Из личного опыта.

  6. Всё это постановка чтобы хоть как-то «отбелить» репутацию Н.Х.Батарбековой. Из моего личного опыта Н.Х.Батарбекова не имеет право работать воспитателем с маленькими детьми, так как она не любит детей. Матерится, груба при общении с детьми. Куда смотрит МОН ? Да и в коллективе все её ненавидят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*