Формирование положительных взаимоотношений между детьми является одной из важных задач детского сада. Установка доброжелательности привлекает ребенка к детскому саду, а положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого ребенка в группе становится благополучным.
С первых дней пребывания ребенка в детсом саду он находится в окружении сверстников, и поэтому очень важно организовать их жизнь таким образом, чтобы взаимные контакты привели к удовлетворению их устремлений, чтобы росли доброжелательность и отзывчивость детей по отношению друг к другу .
Наблюдения показывают, что в повседневной жизни детского сада часто возникают ситуации, вызывающие у детей эмоциональное неблагополучие.
Наиболее характерные причины, способствующие возникновению отрицательных эмоцийː
а) нечаянная оплошность (уронил игрушку-он разбилась;не удержал коробку с кубиками-они рассыпались; раскадывал ложки на столе — уронил на пол;)
б) физическое неблагополучие, сопряженное с болью
(упал-ударился, укололся, поцарапался и пр.);
в) отсутствие успеха, неудача в деятельности (строил домик, кубики поставил неровно или не учел их размер – домик развалился; кинул мяч в кегли, но не попал и пр.);
г) столкновение интересов в деятельности со свертником (тот взял игрушку, с которой ребенок намеревался играть сам; во время одевания сверстник сел по ошибке на его стул или неловко повернулся и т.д.).
Такие и подобные ситуации возникают непреднамеренно. Этому способствует неловкость, недостаточная координированность движений, неумение предусмотреть возможные последствия своих действий, понять состояние или интересы сверстников и т.д.
Иногда ребенок проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, находящимся рядом, хотя они и не являются виновниками его неудачи. Например, Андрюша кладет брусок неровно, ворота падают. Он толкает Олега, разрушает его постройку и убегает.
Воспитатели в таких ситуациях действуют чаще всего очень активно, стремятся помочь ребенкуː поднимают упавшего, помогают восстановить разрушенную постройку. Многие сопровождают свои действия словами утешенияː «Ну,не так уж больно! Потерпи чуть-чуть, сейчас пройдет» илиː «Ничего страшного не случилось! Сейчас поднимем кубики и снова построим». Иногда педагог учит и детей самостоятельно искать выход из возникшей ситуацииː «Потри коленку ладошкой. Вот видишь, уже не больно, правда?», Илиː «Не огорчайся, что не получилось. Попробуй еще раз. Обязательно поучится! Ну, смелее!» и т.д.
Задачами педагога в формировании отзывчивости являютсяː
- обучение детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопление практического опыта;
- побуждение детей к действиям, заключающим в себе проявление отзывчивости к свертнику;
- разъяснение причин, вызвавших эмоциональное неблагополучие сверстника.
Выполнение этих задач способствует тому, что сверстник приобретает значимость для ребенка не только как партнер в деятельности, но и становится для него значимым как сверстник со своими переживаниями, успехами и неудачами. Значительным становится именно доброжелательное отношение, подкрепляемое знаниями конкретных способов проявления отзывчивости и умением их применить в различных ситуациях.
Таким образом, содержание работы педагога по формированию у детей отзывчивого отношения к сверстникам заключается в следующем:
- Накопление у детей практических умений справляться с собственным эмоциональным неблогополучием; обучение их конкретным способам преодоления отрицательных переживаний в возникающих ситуациях.
- Обращение внимания детей на ситуации, в которых сверстник испытывает эмоциональное неблагополучие. Побуждение их к действиям, направленным на проявление отзывчивости.
Утесинова А.Т.,
воспитатель,
ГККП ДО № 26 «Үміт»,
г. Актобе