Home » Учебно-методические материалы » Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

А. Макаренко

Сегодня я хотела бы поговорить с вами на тему «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Тема на сегодняшний день очень актуальная, необходимая и важная. За многие годы, кажется, что это выражение «духовно-нравственное воспитание» превратилось в какой-то штамп, выражение из какого-то документа, стандарта, необходимого в воспитании. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Невольно вспоминаются слова Василия Макаровича Шукшина, писателя, актера, режиссера»:  «Нам  бы про душу не забыть.. Нам бы немножко добрее быть…Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»   И вот сегодня эти слова вновь  становятся нужными, актуальными, к ним повышается интерес.

Для того чтобы понять, что же я должна воспитывать в наших детях, мне было необходимо выяснить: что из себя представляют эти слова.

Духовность – как филологу, языковеду сразу же хочется разделить на понятия дух – сила, душа – что-то очень хорошее: доброта, совесть, сочувствие, сострадание, любовь.

А вот какие определения я нашла в словарях.

Духовность – это способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием.

Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось

Духовность это – свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития

Духовность это – тонкое умение сострадать и приходить на помощь.

Духовность это – образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения

Духовность это – отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.

У каждого будут всё равно свои критерии нравственности. Люди при оценке своего поведения, поведения других людей пользуются особой  системой правил, где каждый будет сам выбирать, что для него важно  и необходимо. Хорошо – когда твоя жизнь и твои действия не вредят окружающим. Когда твои поступки содействуют улучшению общества и природы.

След, который должны оставлять  учителя, –  это доброе слово, посеянное в душах учеников.

Именно язык и литература создают ценности, необходимые душе, поэтому предмет дает много возможностей для воспитания духовных ценностей, внутреннего мира молодого поколения, его отношения к окружающему миру.

Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно – нравственного понимания. Но на занятиях мы заменяем это понятие его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, милосердие, порядочность…

Мы должны на уроке использовать любую возможность, чтобы воспитать в детях эти качества. Например, на начало урока можно провести следующие методы:

Метод «Рукопожатие». Участники здороваются друг с другом за руку.
Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли.
Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует
возникновению близости и позитивной внутренней установки.
Метод «Комплименты». Ученики должны поделиться хорошим настроением
и сделать комплимент своему соседу по парте. У данного АМО есть варианты проведения. Например, пожелание друг другу удачи, хороших оценок, отличной работы. Если это нерадивый ученик, можно пожелать внимательно слушать учителя, не отвлекаться, выполнять все задания правильно.

Метод «Подари подарок другу». Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Примечание: каждый ученик передает  со
словами: « (… я дарю этот подарок тебе! Потому что …(называет его положительное качество)». С начала урока мы уже помогаем ребятам посмотреть друг на друга другими глазами, быть друг к другу более доброжелательными, пробуждаем в них дружеские качества, создаем положительный психологический климат.

Произведения, изучаемые в школе, различны по характеру, жанру и т. д. Но все они способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников.

например в 5 классе в разделе «Семья», рассказ Скребковой М. «Сердце матери»,

  1. На предтекстовом этапе: составить рассказ, о том, как вы заботитесь друг о друге в семье
  2. Текстовый этап: 1) найдите в тексте слова, заключающие в себе понятия: любовь, забота.

2). Как вы объясните следующие строчки в рассказе?

«С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. Своими ветвями они нежно обнимают пень, будто защищая его от непогоды и зноя»

Возможно, ребята почувствуют любовь молодых берез к памяти матери, и то, что они прониклись заботой.

  1. На послетекстовом этапе: ребятам раздаются сердечки, на которых учащиеся пишут теплые слова своим мамам.

В 6 классе при изучении раздела «В человеке все должно быть прекрасно», ребятам можно предложить рассказ Валентины Осеевой «Сыновья» из хрестоматии,  из этого рассказа ребята должны объяснить: Что означают слова старика?

«- А где же они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!»

Предложить учащимся пословицы и поговорки,

  • Где любовь, там и забота.
  • Коли есть забота, легка любая работа.
  • Иного все заботит, другому все нипочем.

Можно предложить задания, в которых они рассказывают, о том, как они заботятся о своих близких. Даже если они этого не делали до сих пор, они задумаются.

В разделе «Живой мир вокруг нас» можно предложить ребятам из повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» отрывки, передающие внутреннее состояние Бима, я использовала отрывок, где Степановна передает Биму конверт с чистым листком с запахом Ивана Ивановича: «Бим вдруг расслабленно опустился на пол и вытянулся, положив голову на лист. Из глаз его покатились слезы. Бим плакал первый раз в жизни. Это были слезы надежды, счастливые слезы…» возможно после чтения этих строчек,  в ребятах проснется чувство сострадания к животным, к окружающей среде.

В 7 классе при изучении раздела «Традиции и празднование Нового года, Наурыза и Рождества» обратить внимание учащихся на историю возникновения праздника Наурыз, на обряды, проводимые при праздновании  Наурыза. Ведь они могут наших ребят научить любви к истории, уважительного отношения к народным традициям.

При изучении раздела «Культура: характер и личность» учащимся предложить следующее упражнение: Прочитайте.

«В нашем мире человек сам несет ответственность за то, чтобы его решения, поступки были мудрыми, достойными. Если не творить самому свою жизнь, то она, как течение реки, понесет тебя по своей воле. Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька – наши поступки и мечты. Всякий человек поднимается по лестнице жизни. На каждой ступеньке он должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, скромность и т.д.  Поднимаясь по лестнице, мы будем наполнять себя истинными ценностями, т.е. будем саморазвиваться»

На листе бумаги нарисуйте свою «лестницу жизни». На каждой ступеньке напишите истинные ценности, которые вы хотели бы обрести.

При изучении произведении Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» учащиеся, отвечая на вопрос: «Какие духовные качества помогли Жилину выжить в плену?» дают характеристику Жилину.  Выявляют, то, что Жилин – внимательный, щедрый, добрый, заботливый, преданный.

В 8 классе при изучении раздела «Семья и подросток», любое произведение, взятое из данного раздела, может заставить учащихся задуматься о ценностях жизни: «Волшебная копейка», «Слова назидания» Абая Кунанбаева, М Ауэзов «Сирота», Г. Мусрепов «Рассказы о матери».

В разделе «Мир труда» замечательное стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» поможет с учащимися обсудить  идею стихотворения – что человеческая душа должна трудиться, работать, совершенствоваться, становиться лучше. Для того чтобы обратить внимание ребят на  проблемы, связанные с душевным состоянием людей в различных ситуациях,  я предложила ребятам упражнение, в котором они с помощью глаголов попытаются описать состояние души, в два столбика, в первый – слова, выражающие позитивное состояние души, а во второй – противоположные.  Тем самым они смогут выразить состояние своей души.

Подводя итог, хочется сказать ребятам на уроке:

« Каждый   из вас должен решить – как жить, какой дорогой шагать, строить ли, созидать ли или быть разрушителем…» Счастлив тот человек, в чьей душе совестливость, доброта, умение видеть прекрасное.

Не секрет, что далеко не всё из школьной программы можно изучать  с интересом. Однако если у ученика формируется  духовно-нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.

 

 Омарова Умит Балташевна,

 учитель русского языка и литературы,

СОШ №11 г Экибастуз, Павлодарская область

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*