Home » статьи » Работа с молодыми специалистами.

Работа с молодыми специалистами.

Логвина Елена Васильевна
Учитель начальных классов,
КГУ «Гимназия №6»
г. Нур-Султан

«Со мной работали десятки молодых педагогов
 я убедился, что как бы человек успешно
 не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
 а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
 я сам учился у более старых педагогов…»

 А.С. Макаренко

Когда речь заходит об обновлении нынешней школы, то при всей разно-родности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критичным и творческим мышлением, способный к квалифицирован-ному решению острых проблем современной педагогики.

Как стать таким учителем — вопрос, который, так или иначе, задает себе и студент педвуза, и педагог, не один год работающий в школе. И ответ здесь по сути один – постоянно трудиться, совершенствовать себя, обогащать свой ум и чувства.

В начале трудовой деятельности молодой педагог чувствует себя полным сил, физически и морально здоровым. Но особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги  с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Те педагоги, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью — испытывают шок. Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. В результате снижается эффективность профессиональной деятельности педагога.

Для облегчения процесса адаптации молодых учителей к профессиональной деятельности необходимо осуществлять мероприятия, направленные на решение следующих задач:

  • ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов;
  • установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;
  • приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;
  • удовлетворение потребности молодых педагогов в непрерывном образовании и оказание им помощи в преодолении различных затруднений;
  • помощь молодым педагогам во внедрении современных подходов и передовых
  • педагогических технологий в образовательный процесс.

Особенностью труда начинающих педагогов  является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Те преподаватели, которые в первый год своей работы не получили поддержки от коллег и администрации чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью — испытывают шок. Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит.

Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворенность своей деятельностью становится привычным состоянием.

Согласитесь, коллеги, такой учитель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации.

Чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать. Несколько лет назад в этом направлении был традиционный подход: к каждому молодому педагогу прикрепляли официального наставника. Была сильна ориентация на внешний контроль, оценку, потребность в руководителе, который знает «как надо».

Сегодня ситуация изменилась. В число приоритетных ценностей попали независимость, свобода выбора, возможность творчества, поиска. Большинство молодых учителей нуждаются не столько в наставничестве, сколько возможности получить методическую, психолого-педагогическую, управленческую и другую информацию.

Основную заботу о профессиональном росте учителя несет методическая служба школы. Как ее организовать? Готовых рецептов не существует, есть только тернистый путь проб, действий, есть видение деятельности, позволяющее не топтаться на месте, а идти в ногу со временем, прогнозируя желаемый результат. В последнее время появилось достаточное количество публикаций на тему «Организация методической работы в школе», но каждый педагогический коллектив уникален, и из многообразия рекомендаций и советов необходимо выбрать те, которые подходят к условиям школы; адаптировать, а может, и создать что-то свое, новое. К началу нового учебного года  наше МО   составляет план работы, содержание которой направлено на информирование учителя и предоставление ему права выбора видов деятельности на основе личного интереса, возможности профессионального роста, приоритетов деятельности школы. Предлагается, например, проведение мастер-классов, участие в конкурсах компьютерных презентаций, подготовка учащихся к городским предметным олимпиадам, конкурсам, научно-практической конференции, работа в творческих группах, организация проектной деятельности учащихся и т.д.   Члены МО дают консультации молодым и начинающим учителям, ведут ежедневную кропотливую индивидуальную методическую работу, оказывают помощь в подготовке уроков, в проведении факультативных занятий и т.д. План работы МО  утверждается  директором школы.

Первые уроки молодые учителя проводят самостоятельно, а уж спустя какое-то время  занятия посещаются с целью ознакомления с их уровнем подготовки. Посещая занятия молодого учителя, беседуя с ним, определяем первоочередные задачи, составляем первоочередные ходы, а при анализе всегда отмечаем, что изменилось в деятельности с учениками, в классе и так далее.  Стараемся все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста, донести до всего коллектива — это моральное стимулирование. Но наряду с этим говорим при анализе и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у него критическое отношение к себе. Ведь не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя.

А совместные мероприятия, проводимые администрацией школы, коллективом, наставниками помогают молодым специалистам быстро влиться в коллектив и вести уроки на хорошем методическом уровне.

Таким образом, работа с молодыми педагогами не только позволяет облегчить и ускорить процесс адаптации новых сотрудников, но и способствует оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Список использованной литературы

  1. Зарина Г.Д. «Организация индивидуальной работы с молодыми специалистами».
  2. Мишустина М. В. «Адаптация молодых специалистов в современной школе».
  3. Сарбашева А.М. «Организация методической работы с молодыми  малоопытными специалистами».
  4. Зиновьева Н. В. «Организация методической работы с молодыми специалистами как средство совершенствования их профессиональной деятельности».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*