Home » статьи » ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И КАРЬЕРА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И КАРЬЕРА

 Маханова Айгуль Шубартаевна
Учитель высшей категории
КГУ школа-лицей 88 , город Нур-Султан

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании», под профессиональной ориентацией понимается «предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями» (закон РК «Об образовании», с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.).

Для определения «профессиональной ориентации» в мире используется термин «карьерное руководство – Career Guidance». Понятие Career Guidance – это широкая сфера, включающая в себя государственную политику стран в вопросе профессиональной ориентации, квалифицированных специалистов, предоставляющих свои услуги с применением мощных информационных и методических ресурсов.

Для удобного восприятия информации далее по тексту будет использован термин «профессиональная ориентация». Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) определяет профессиональную ориентацию как услугу, «направленную на оказание помощи людям любого возраста и в любой момент их жизни по вопросам выбора направления обучения, профессиональной подготовки и сферы профессиональной деятельности и управления собственной карьерой» (OECD, 2004. Career Guidance. A handbook for policymakers.). ОЭСР (2004) совместно с Всемирным Банком (Watts and Fretwell, 2004) выделяют три основных элемента профессиональной ориентации: • Информация о карьере – предоставление информации о специальностях, профессиях и карьере, включая информацию о рынке труда. • Карьерное консультирование – проводится индивидуально либо в маленьких группах, где особое внимание уделяется карьерным вопросам, с которыми сталкиваются собеседники. • Обучение карьере – проводится в рамках образовательной программы, основной целью которой является оказание помощи в развитии компетенций, необходимых для управления собственной карьерой.

Европейская Комиссия определяет профориентацию как «ряд мероприятий, направленных на помощь людям для принятия жизненных решений (образовательные, профессиональные, личные) и для реализации этих решений» (European Commission, 2010).

В рамках данного исследования вопрос профессиональной ориентации подразумевает системный подход, включая в себя полное информирование учеников об имеющихся в республике организациях высшего, технического и профессионального образования, предлагаемых ими специальностях, грантах и иных видах финансовой поддержки.

Также понятие «профориентация» включает анализ данных рынка труда на текущий момент, обзор существующих профессий, нехватку/перепроизводство специалистов по тем или иным отраслям, знакомство с основополагающими государственными программами по развитию РК (для определения текущего/будущего вектора развития).

Одним из наиболее весомых препятствий по принятию и реализации профориентационной политики является отсутствие комплексного подхода, административных и финансовых ресурсов в государственных ведомствах РК. Для успешной реализации политики необходим штат квалифицированных работников, не обремененных иными обязанностями. Реализация политики по развитию системы школьной профориентации требует существенных гос.затрат, к примеру, на переподготовку педагогов в квалифицированных профориентаторов.

Данный раздел исследования предлагает вниманию читателя возможные пути решения по развитию системы профориентации, рассматривает преимущества и недостатки каждого из альтернативных вариантов решения и рекомендует один из вариантов как наиболее эффективную меру, учитывая текущую ситуацию. Автор выделяет три основные альтернативы: A. сохранение текущего положения; B. полное реформирование системы профориентационной работы; C. создание единого информационного веб-ресурса по ТиПО и ВУЗам РК. А. Сохранение текущего положения.

Данный вариант предполагает, что никакие изменения в текущем положении по профориентации производиться не будут. При сохранении текущего положения в ведении профориентации в РК, ввиду отсутствия государственных программ и проектов, направленных на проведение систематической профориентационной работы в школах страны, реализация школьной профориентационной политики государством будет осуществляться на крайне неэффективном уровне.

Таким образом, ожидается дальнейшее проведение разрозненных, несистематизированных единоразовых профориентационных мероприятий. Как результат неразвитой про-Қазақстан ұстазы 8 фориентационной системы – школьники, принимающие решение по выбору специальности, будут продолжать оставаться вне осуществления государственной политики по профессиональной ориентации. При сохранении текущего положения роль государства в профессиональной ориентации школьников Республики Казахстан продолжает находиться в зачаточном состоянии, где специализированная помощь в выборе профессии оказывается школами, на основе добровольного участия, либо единичными частными центрами и неправительственными организациями.

Таким образом, охват учеников выпускных классов профориентационными мероприятиями остается крайне низким. Информационное покрытие осуществляется за счет проведения образовательных выставок, а также за счет школ, которые приглашают ВУЗы для проведения презентаций, либо школ, в которых оборудованы профориентационные кабинеты. Вследствие отсутствия единой политики, сохранение текущего положения не подразумевает затрат на административные ресурсы и ограничивается наложением дополнительных, зачастую формально, обязанностей (профориентатор) на педагогических работников школ.

Также основные финансовые затраты на реализацию разрозненных профориентационных мероприятий несут ВУЗы (выезд на профориентацию, печать профориентационного материала), НПП «Атамекен» (оснащение профориентационных кабинетов, включая покупку компьютеров, затраты на создание видео- и печатной продукции). Таким образом, данная альтернатива не требует временных, административных и финансовых ресурсов для осуществления, но остается наихудшим вариантом выбора политики, так как не предполагает никаких изменений. Следование этому курсу способно привести к значительному ухудшению экономических показателей страны, так как продолжение выбора определенных специальностей приведет к острой нехватке специалистов в ряде отраслей, что в перспективе может поспособствовать экономическому спаду в РК.

Сегодня вопрос развития системы школьной профессиональной ориентации привлекает все больше внимания со стороны политиков, общества и представителей рынка труда. К сожалению, отсутствие государственной стратегии по внедрению и развитию профориентации привело к появлению ряда негативных факторов, с которыми столкнулись общество и экономика страны:

  1. Наблюдается низкий охват высшим, техническим и профессиональным образованием.
  2. Возрастает потребность в подготовке квалифицированных, профессионально грамотных и ответственных специалистов.
  3. Затрачиваются дополнительные средства и время для переподготовки выпускников в соответствии с требованиями рынка труда.
  4. Несмотря на значительный уровень безработицы, повышается спрос на специалистов определенных профессий.
  5. Вследствие «перепроизводства» кадров по определенным специальностям выпускники учреждений профессионального образования испытывают трудности с трудоустройством по полученной специальности.
  6. Наблюдается острый дефицит инженерно-технических и рабочих специальностей, причина которого кроется в непропорциональной подготовке специалистов с гуманитарным и техническим уклоном.
  7. Увеличивается дефицит кадров в промышленной сфере. Характерной особенностью современного рынка труда РК является то, что, несмотря на увеличивающееся количество безработных граждан, в стране наблюдается дефицит рабочей силы.

Следовательно, возникает необходимость развития эффективной системы профориентации школьников на востребованные профессии, что поможет единовременному решению нескольких проблем: соответствие запросам рынка труда, увеличение охвата высшим, техническим и профессиональным образованием и соответствие способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам выпускников школ при выборе будущей профессии.

Продолжая подготовку по невостребованным профессиям и специальностям, система образования нашей страны показывает свою неспособность вовремя реагировать и подстраиваться под требования рынка труда. В то время как профессиональная ориентация в основном проводится среди студентов выпускных курсов, в стране отсутствует политика, направленная на профориентацию учеников школ.

Эффективная реализация профориентационной политики требует общегосударственного подхода, с участием заинтересованных сторон из различных секторов. К примеру, как показывает опыт развитых стран, в своих профориентационных моделях они используют системный подход, где профориентация и трудоустройство считаются едиными частями образовательного комплекса и направлены на оказание помощи в правильном выборе своей профессии.

В этих странах профориентационные услуги включают в себя информирование, консультирование, профессиональный отбор и тестирование, а также трудоустройство и помощь при выборе и поступлении в ВУЗы и колледжи. Несмотря на крайнюю необходимость развития школьной профориентации, существует ряд факторов, на сегодня являющихся препятствием в введении системы профориентации. Среди этих факторов можно выделить 5 наиболее существенных:

  1. Отсутствие соответствующего законодательного обеспечения.
  2. Отсутствие актуальной информации о рынке труда и востребованных профессиях.
  3. Отсутствие материально-технической базы для повышения квалификации школьных профориентаторов.
  4. Профориентационные функции переданы в частные руки/коммерциализация.
  5. Незначительный охват профориентационными мероприятиями.

Результаты проведенного автором собственного исследования подтверждают присутствие вышеперечисленных факторов. К примеру, подавляющее большинство опрошенных учеников выпускных классов не владеют информацией о потребностях рынка труда, наиболее и наименее востребованных специальностях. Автором были предложены 3 возможные альтернативы политики по развитию школьной профориентации:

  1. Сохранение текущего положения. Данная альтернатива не требует временных, административных и финансовых ресурсов для осуществления, но остается наихудшим вариантом выбора политики, так как не предполагает никаких изменений. Следование этому курсу способно привести к значительному ухудшению экономических показателей страны вследствие того, что продолжение выбора определенных специальностей приведет к острой нехватке специалистов в ряде отраслей, что в перспективе может поспособствовать экономическому спаду в РК.
  2. Полное реформирование системы профориентационной работы. Эта альтернатива требует существенных временных, административных и финансовых затрат и, несмотря на вероятные высокоэффективные конечные показатели, является крайне сложной и трудоемкой по выполнению. Таким образом, автор не рекомендует выбор этого варианта политики, учитывая, что на сегодня развитие профориентационной системы не является первоочередной задачей системы образования, и принимая во внимание всеобщий экономический спад, что делает реализацию данной альтернативы нецелесообразной.

С. Создание единого информационного веб-ресурса по ТиПО и ВУЗам РК. Возможность быстрого и легкого осуществления, при минимальных затратах, делает данную альтернативу наиболее привлекательной в сравнении. и с остальными решениями политики. Реализация данной политики способна положительно повлиять на ряд имеющихся проблем в сферах образования и экономики. К примеру, в перспективе возможно расширение доступа к высшему, техническому и профессиональному образованию, выбор «дефицитных» профессий и восполнение текущей острой нехватки специалистов в ряде отраслей. Таким образом, учитывая текущее состояние и потребности в сферах образования, занятости и экономики страны, автор рекомендует третий вариант политики как наиболее эффективный и приемлемый  для осуществления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

  1. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_
  2. https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2018/09/Сыздыкова_верстка_.pdf
  3. https://trud.krskstate.ru/content/комиссия_по_профориентации
  4. https://1economic.ru/lib/100895
  5. https://atameken.kz/ru/news/41156-proforientacionnaya-rabota-novye-napravleniya-i-perspektivy

One comment

  1. Профессиональное ориентирование надо начинать как можно раньше и в этом важна роль и родителей, и педагогов и окружения..
    .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*