Home » Гуманитарный цикл » Влияние музыки на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся

Влияние музыки на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся

Музыка в нашей жизни занимает огромное место. Мы любим слушать музыку: и классическую, и современную. Любим петь и танцевать.   Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но мы заметил, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие  — раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? В своей работе мы решили ответить на эти вопросы и выдвинули гипотезу:

Если слушать классическую музыку, то можно почувствовать ее благотворное влияние на эмоционально-психологическое состояние человека.

Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, мы решили провести экспериментальную работу.

В эксперименте приняли участие учащиеся 3-11 классов в количестве 263 человек.

Эксперимент прошёл в три этапа:

  • Анкетирование;
  • Музыкальный эксперимент №1
  • Музыкальный эксперимент №2

Цель анкетирования  заключалась в том, чтобы проанализировать, какие музыкальные стили предпочитают ученики.

Анкетирование

 

Вопрос    ДаНетВозможно
1.Нравится ли тебе слушать музыку?263
2.Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?246413 иногда
3.Нужна ли музыка в повседневной жизни?25823
4.Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?2381114
5.Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?25715

Музыкальный эксперимент №1

а) Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.

Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.

Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная, вызывает сон  (Ноктюрн А.Бородин)

б) Затем было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий.  Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.

Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.

Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.

 Музыкальный эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»

Для эксперимента мы взяли 10 человек. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.

Дети участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 5 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.

Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты мы установили, что на решение задач без музыки школьники в среднем затратили 6 мин

При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся 4-5 минут.

Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине. 

Вывод

Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать фоном классическую музыку при выполнении самостоятельных работ, сочинений.

После изучения литературы и по итогам экспериментов мы провели классный час для одноклассников, где рассказали о музыкотерапии, дали рекомендации «Как лечиться музыкой».

Заключение

По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:

  1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на поведение школьников.
  2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.

Считаем, что гипотеза полностью подтвердилась.

 

 

Исследователи: Гришкова Екатерина,

Верещагина Варвара

ученицы 6 класса,

руководитель проекта: Пилишкина Ю.Б.

учитель музыки и самопознания

КГУ «Школа-лицей города Аксу»

Павлодарская область

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*