Цель занятия:
Способствовать формированию представления у детей о выразительных и изобразительных возможностях музыкальных инструментов.
Задачи урока:
1) Познакомить детей с историей происхождения родственных музыкальных инструментов.
2) Воспитывать интерес и уважение к культуре казахского народа и своей страны.
Ход работы:
Вид: Музыкально-познавательный.
Дети заходят в зал садятся (завести под звучание кобыза, наводящие воспросы об инструменте).
В жизни каждого народа музыка издревле занимала важное место. Она сопровождала степняков везде: в младенчестве — это колыбельная песня, в детстве — это игры и забавы детей, в повседневной жизни — это мелодии пастухов и степных певцов, народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное отражение душа казахского народа. Благодаря музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника, из глины и металла, из шкур и костей животных, оживают звуки древности.
Что вы услышали при входе в зал? На каком инструменте звучала музыка?
Просмотреть презентацию.
Кобыз. Кобыз — казахский национальный инструмент «кыл-кобыз» (волосяной кобыз) выдалбливается из цельного куска дерева. Струна кобыза состоит из тридцати волосков, смычок напоминает дугу. Это сольный инструмент. Звук кобыза регулируется с помощью натяжения струн. В нём множество тембров, иногда звучание кобыза напоминает орган. На деке расположены два колка, регулирующие две струны. Одна из них — находится вверху, другая — внизу. Средняя часть кобыза, напоминающей две половинки яблока.
Существуют много видов кобыза (Қыл қобыз 2-3 струнные, прима қобыз 4 струнный)
/Легенда о Коркыте/: Когда родился Коркыт, погода резко изменилась. Был сильный дождь и гроза. Вокруг стало темно, сильный ураган очень насторожил всех жителей. Появившись на свет, он начал сразу разговаривать. И жители были сильно напуганны и удивлены таким необычным ребенком. Вот поэтому и назвали его «Коркыт». Он рос очень умным ребенком, сочинил много кюйев.
Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: Коркыт, сделай себе кобыз — найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно-рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Ещё в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть — ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. По разным источникам, Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и даже была такая поговорка: Коркыт говорил. В течение многих веков хранится в памяти народа Коркыт, его кобыз и музыка. Вот так Коркыт стал бессмертным. Именно благодаря звуку кобыза можно передать звуки птиц, животных, разговора человека.
Кобыз – двухструнный смычковый инструмент.
Слушание: «Күзгі әуен» (исполнение на кобызе студентки колледжа им. Құрманғазы), после прослушивания произведения, определить храктер и краткое содержание.
Предложить просмотреть мультфильм о «Дружбе инструментов» (Автор мультфильма АСЕТ ТАСТЕМИРОВ)
И в заключении этого мультфильма, я хочу сказать, что до сегодняшнего дня дружба инструментов не распадалась, эти музыкальные инструменты всегда дружно звучат в оркестрах. Но не только инструменты, но и мы тоже умеем быть дружными так? Я предлагаю разучить новую песню о дружбе.
Разучивание: «Дружба» Муз: Л.З.Аитова,
сл: Ғ.Б.Омарова,Г.Ж.Түгелбаева
Дос болайық бәріміз,
Достық біздің сәніміз.
Бірге ойнап жүреміз,
Бір бақшаға келеміз. – 2 рет
Дружба крепкая нужна,
В детском садике друзья.
Ты мой друг, и я твой друг,
Встанем дружно все мы в круг. – 2 рет
Ну, а для того,чтобы запомнить звучания кобызов, я предлагаю вам поиграть в игру. Игра называется «Какой инструмент?»
Игра: «Какой инструмент?»
(детям раздать карточки с картинками инструментов (қыл қобыз, прима қобыз и шаң қобыз)). Звучит музыка в современной обработке сольного қобыза, дети выполняют ритмические движения, как только останавливается музыка, звучит звук инструмента, дети поднимают соответствующую картинку. Игра проводится 2-3 раза.
Ну вот, мы теперь умеем не только различать инструменты, но и знаем их названия. Но помимо, кобыза вы знаете очень много инструментов, не только знаете, но и играете на них. Я предлагаю вам сыграть с нашим қобызом в оркестр.
Оркестр: «Ізгі шебер»
В заключении занятия предлагаю сыграть в игру «Алтын қақпа», цель игры, кто попадется в воротики, тот отвечает на вопросы заданные мною.
Игра: «Алтын қақпа» (с каким инструментом сегодня познакомились?, кто придумал қобыз?, к какому виду относится инструмент қобыз?)
Попрощаться и похвалить детей.
Жанар Жакиқызы Наурызгалиева,
№21 «Росинка» бөбекжайының музыка жетекшісі,
Орал қаласы, БҚО