Home » Специфика работы педагога-психолога с одаренными детьми

Специфика работы педагога-психолога с одаренными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. В этом понимании аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частые, обыденные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно. Однако в философских трактатах прошлого первоначально чаще используется не термин «одаренность», а другой – «гений» (от лат. – genius – дух). Вслед за терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого – «talanton»). В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью – высшую степень проявления таланта. Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

Внимание к одаренным детям связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, обладающей нестандартным продуктивным мышлением, вносящей новое содержание в социальную жизнь. Особенности работы психолога с одаренными детьми, ее специфика, также важны и актуальны, как проблема детской одаренности в целом. Изучением способов раннего выявления и диагностики, а также разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания одаренных детей до недавнего времени в нашей стране занимались очень мало. Сегодня в современной литературе появляется все больше статей публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Ни у кого не вызывает сомнения, что об одаренных детях необходимо говорить, способствовать их развитию, создавать условия для полного раскрытия их способностей и талантов. Основной целью деятельности психологической службы лицея является сопровождение  детей и подростков в процессе обучения в лицее, направленное на комплексное развитие личности. Деятельность психологической службы ориентирована как на учащихся, так и на педагогов, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов.

В соответствии с этим в задачи психологической службы входит:

  1. Получение информации о ребенке (диагностика индивидуальных особенностей способностей учащихся).
  2. Наблюдение за динамикой развития ребенка.
  3. Оказание помощи в социально-психологической адаптации и организации психологической среды, которая позволяет максимально раскрыть потенциал каждого ученика.
  4. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, родителями включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетенции педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного ученика с конкретным учителем и родителями:

Задачи психологической службы определяют основные направления деятельности психолога.

  1. Практическое направление: организация и проведение коррекционной, развивающей, консультативной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов лицея.
  2. Научно-исследовательское направление: разработка и проведение исследований в рамках комплексной психодиагностической системы.
  3. Прикладное направление: повышение психологической компетенции педагогов, родителей.

К основным формам деятельности  психологической службы лицея относятся:

  1. Психологическое просвещение. Психологическое просвещение осуществляется в лицее через лекции для педагогов, семинары-тренинги, методические семинары, выступления на родительских собраниях и пр. Данная форма деятельности, прежде всего, позволяет познакомить педагогов и родителей с новыми психологическими и педагогическими исследованиями в области развития одаренных детей, создание для детей максимально адекватных условий обучения.
  2. Психологическая консультация. Консультирование школьников: оказание помощи и поддержки детям, испытывающим трудности прежде всего  в общении  зная, что одаренный ребенок общаясь в своей культурной среде нередко испытывает трудности в построении взаимоотношений со сверстниками, а также детям находящимся в состоянии актуального стресса, сильного эмоционального переживания; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа.
  3. Консультирование педагогов и родителей;
  4. Профконсультации;
  5. Социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных конфликтов школьников
  • Психодиагностика. Система диагностической работы складывается из следующих направлений:

1.Диагностические процедуры определения готовности к обучению в лицее. Процедура проходит в виде собеседования. Ее целью является выяснение готовности детей к восприятию объяснений педагогов и способности самостоятельно работать по общей инструкции, выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. Исследуются следующие показатели: ориентированность в окружающем, обобщение, логичность мышления, счет, речевое развитие, наглядно — образное мышление, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие.

Проводится анкетирование родителей «Особенности развития ребенка». Результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития, развития общих и специальных способностей, одаренности ребенка, но и прогноз обучаемости и развития ребенка, ориентация на выявление потенциальных возможностей ребенка.

По результатам диагностической процедуры составляется протокол индивидуального психолого-педагогического обследования.

На второй – третьей недели сентября, проводится диагностико-прогностический скрининг, позволяющий узнать успешно ли идет адаптация ребенка.С учащимися первого класса в течение всего учебного года психолог проводит различные групповые занятия в форме  тренингов, индивидуальное и групповое тестирование, ряд бесед и наблюдений.

2.Диагностический минимум. Специализированная школа лицей ЛОРД ориентирована на обучение далеко не всех детей, а только тех, которые обладают  вполне определенными характеристика и способностями.

В лицее проводится комплексное психодиагностическое обследование учащихся направленное на определения уровня развития:

-интеллектуальных и творческих способностей (в начальном звене);

-интеллектуальных и творческих способностей, лидерского потенциала и познавательных интересов (в среднем звене).

— интеллектуальных способностей, вербальных математических способностей, творческого мышления, профессиональной направленности личности (в старших классах).

По рекомендациям специалистов научно-практического центра «Дарын» обследование проводится с помощью следующих методик:

— в 1 классах: рисуночный тест МЭДИС (методика экспресс- диагностики интеллектуальных способностей ), тест Е.Торренса (образная часть)

— во 2-4 классах: тест Р.Кеттелла, тест Е.Торренса(образная часть)

— в 5-7 классах: тест Р.Кеттела, числовой тест Г.Айзенка , методика «Сложные аналогии», тест Е.Торренса (образная часть); тест «Лидер», методики исследования познавательных интересов А.Е.Голомштока, методика исследования профессиональной направленности личности А.Е.Климова;

-в 8-11 классах: тест Р.Кеттела, вербальный и числовой тест Г.Айзенка, методика «Сложные аналогии», тест Е.Торренса (образная часть);тест «Лидер», методика исследования познавательных интересов  А.Е.Голомштока, методика исследования профессиональной направленности личности  А.Е.Климова, методика выявления типа личности Дж.Голланда.

На основе полученных данных составляется психологическая карта. (Приложение А). Рассматривая данные приведенные в психологической карте 10 физико-математического класса, можно сделать следующие выводы.

Так, результаты культурно-свободного теста интеллекта Р. Кеттелла показали, что около 60 % учащихся класса имеют умеренно-, высоко-, исключительно одаренный уровни развития.

Критериями оценки интеллекта по Кеттеллу являются показатели:

96-105 – средний уровень, 106-110-выше среднего уровня, 111 – 120 – высокий уровень,120- 130 умеренно одаренные, 130 – 140 – высокоодаренные, больше 140-исключительно одаренные.

Интеллектуальный тест Р. Кеттелла позволяет определить общий уровень интеллектуального развития ребенка (JQ)

Тест Е. Торренса позволяет оценить различные параметры творческого мышления, дает возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглость, гибкость, оригинальность мышления.

Полученные данные позволяют отметить, что все учащиеся класса успешно справились с тестом, имеют творческое и продуктивное мышление, отличаются независимостью, не комфортностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью.

Опираясь на полученные результаты диагностики познавательных интересов А.Е. Голомштока и дифферинциально-диагностический опросник Е.А.Климова, можно отметить, что у большинства учащихся профессиональная направленность соответствует профилю обучения.

3.Исследование познавательных интересов, сферы склонностей, профессиональной направленности.

Прежде чем формировать классы с углубленным изучением предметов проводится психодиагностика  с целью выявления склонностей к профилю обучения. (Тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест «Самосознание», анкета «Мое отношение к учению» и др.).

Для исследования специальных способностей в старших классах используются тесты Айзенка.

На основе данных комплексного психологического обследования семиклассников составляются рекомендации  и проводится  медико-психолого-педагогический консилиум по выбору последующего профиля обучения каждым учеником. Полученные психологические данные свидетельствуют о том, что профессиональная направленность учащихся соответствует профилю обучения. Рекомендации обсуждаются с родителями и к концу учебного года формируются группы обучения по профилям, а при возможности классы профильного обучения.

  1. На основе учета и развития задатков и способностей, склонностей, интересов проводится профориентационная работа, которая осуществляется в несколько этапов: Информационный (формирование знаний о профессии).
  2. Диагностика — использование психологических тестов для оценки профессиональной пригодности ДДО, карта интересов, опросник профессиональной направленности личности Голланда, тест структуры интеллекта Амтхауэра, анкета оптанта; опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, опросник коммуникативных и организаторских склонностей, профессиональный пасьянс Н.Пряжникова.

Каждому оптанту выдается карта первичной индивидуально-психологической профконсультации, в которой отражаются: состояние здоровья, информированность о мире профессий, наличие профплана, осознанность выбора, ведущие мотивы, интересы и склонности, коммуникативные  и организаторские склонности, рекомендации, пути  профессионализации, запасной вариант профвыбора, противопоказанные сферы деятельности.

  1. Диагностика уровня развития психических процессов и свойств, влияющих на процесс обучения одаренных и развитых детей. Данная диагностика проводится для того, чтобы сформировать необходимый индивидуальный стиль успешной учебной деятельности. Так, например, в 5 классе была осуществляется диагностика объема и качества произвольного внимания, объема кратковременной (зрительной и слуховой) памяти, ведущей сенсорной системы восприятия, типа нервной системы (темп психической активности), самооценки и уровня притязания, познавательной активности, тревожности, темперамента и характера, социометрия.
  2. Углубленная диагностика с целью исследования динамики развития. В начале и конце 9-го класса проводится ШТУР с целью исследования динамики развития и прогнозирования успешности обучения. В плане изучения динамики творческих способностей используется методика Е.Торренса, Е.Туник.

При исследовании динамики специальных способностей используется тест структуры интеллекта Амтхауэра, тесты интеллекта Айзенка, тест технического мышления Беннета.

Одной из форм отслеживания динамики развития является индивидуальная карта развития ученика. Карта представляет собой информационный банк данных, который позволяет составить социально-психологический портрет ребенка. (Приложение Б, В, Г). Карта заполняется классным руководителем, психологом, мед. работником. Она включает в себя следующие параметры:

а) общие сведения о ребенке; б) медицинские и физические данные

в) успеваемость; г) психические особенности: психические свойства, познавательные способности, мотивы, интересы, склонности, особенности характера и поведения.

На одаренного ребенка, участвующего в конкурсах, олимпиадах заводится дополнительная индивидуальная карта одаренного ребенка, в которую заносятся данные углублённой психодиагностики и выстраивается картина дальнейшего развития и коррекции.

Карта развития ведется в течение всего обучения ребенка в школе.

  1. Диагностика личностных особенностей и психических проблем и трудностей: проблемы сферы обучения, социально-психологические проблемы, внутриличностные проблемы (личностный опросник Айзенка, тест исследования уровня тревожности Филипса, тест опросник Шмимека, индивидуально-типологический опросник Собчик, RAT, рисуночные тесты, методики для исследования мотивации, методики для исследования самооценки, личностный опросник Кеттела, методики изучения межличностных отношений).

IV.Развивающая деятельность. Организационную форму, в рамках которой происходит разработка, и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения представляет психолого-педагогический консилиум. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, медицинский работник и психолог. Реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Это позволяет организовать целостное сопровождение детей. В работу психолога по реализации решений консилиума входит:

1)консультирование педагогов, родителей, школьной администрации по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп.

2)специальная развивающая работа с детьми с выявленными психологическими проблемами.

В начале 5 класса проводится работа по организации психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации. Идет наблюдение за учащимися, проводится углубленная психодиагностика (познавательные процессы, интеллектуальное развитие, личностные особенности). В конце 4 класса проводится психодиагностика с целью определения проблем и прогнозирования успешности обучения в лицее. Составляется сопроводительная карта. Это позволяет прогнозировать ход адаптации и в ряде случаев поддерживать его уверенность в себе, сняв с помощью тренинга или коррекционных занятий  напряжение, возникающее при общении с новых учителями. Проводятся родительские собрания по вопросу адаптации учащихся в среднем звене.

На основе диагностики особенностей выстраивается основное направление тактики взаимоотношений с подростками.

На основании заключения консилиума строится развивающая работа. Так, после консилиума в первом классе группе учащихся был предложен специальный курс «Уроки психологического развития в начальной школе». Данный курс дает положительную школьную мотивацию, более высокий уровень познавательной сферы и  самосознания.

В школе лицее ЛОРД также действует спец. курс «Практическая психология» для учащихся 8-11 классов.

Особый блок работы психолога составляет подготовка учащихся к экзаменам и олимпиадам:

А) Измерение нервно-психического напряжения перед экзаменами (опросник НПН Т.А. Немчина)

Б) Репетиция успеха. Психологическое просвещение. Обучение упражнениям на рефлексию, для совершенствования лабильности, умения мобилизовать себя для действия и снятия аудиторного шока (оформление стенда, занятия, памятка для учащегося по подготовке к экзаменам).

В) Ролевые игры: Нешуточные испытания. Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены. Мини-тренинг — как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье. Цель – снижение тревоги. Повышение уверенности в своих силах.

Г) Занятия: 1. Стресс в жизни человека. Цель: научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок, техникам быстрого снятия стресса. 2. Способы борьбы со стрессом. Цель: формирование способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.

Экспертный опрос педагогов и родителей. Анкеты, опросники: методика диагностики одаренности, характеристика ученика, карта одаренности, методика оценки общей одаренности, методика измерения родительских установок, тест- опросник родительского отношения А. Варга, методика «Знаете ли вы юношескую психологию».

Симонова Е.Г.,

педагог-психолог, педагог-эксперт,

Областной специализированной школы-лицея-интерната

для одаренных детей ЛОРД,

г. Петропавловск, СКО

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*