Home » статьи » Стратегические механизмы повышения качества образования и развития лидерской позиции учителя

Стратегические механизмы повышения качества образования и развития лидерской позиции учителя

Система образования в настоящее время приступила к внедрению новых принципов менеджмента на всех уровнях. Рассмотрение педагога как активного субъекта жизнедеятельности школы обуславливает необходимость инновации в современном менеджменте образовательного учреждения. Основные направления совершенствования педагогического менеджмента заключаются в создании систем внутреннего аудита, в разработке и апробации технологии инновационного менеджмента, пониманию важности педагогической компетентности, стремлению глубже изучить и усовершенствовать процессуальную сторону образования, совершенствование технологии обучении в обновлении структуры и содержания образования — пути вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство. Поэтому миссия управления заключается в подготовке и поддержке педагогов в их усилиях помочь всем учащимся добиться более высокого уровня образования и развития.

На данный момент в гимназии № 93 города Караганды реализуется система управления, отражённая в Стратегии развития школы, ориентированная на результат с опорой на распределенное лидерство и делегирование полномочий. В свою очередь основными задачами управления являются наращивание творческого потенциала педагогического коллектива, распределенного лидерства, создание условий для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся. Средствами управления выступают оценка качества образования, анализ деятельности гимназии, оценка потребностей всех субъектов образовательного процесса, проектирование её развития, реализация проектов, направленных на удовлетворение потребностей гимназии и обеспечение развития, исследование результатов деятельности, обучение персонала школы и оценка результатов его обучения. Результатами управления могут выступать: успешная, эффективная школа, компетентные учителя, социализированные, компетентные учащиеся, система управления, ориентированная на управление качеством образования. В управлении прослеживается переход от создания структур к развёртыванию программ. Причём, каждая программа просматривается через основные компоненты образовательной системы, которые выступают как условия её реализации («Одарённые дети», «Информатизация образования», «Образовательный мониторинг», «Управление качеством обучения», «Летняя оздоровительная компания», «Здоровье», «Центр ученических инициатив»). Модель управления в гимназии системно-целевого типа, ориентирована на достижение определённых результатов и на создание оптимальной интеграции, сплочённости, взаимосвязанности действий всех членов коллектива, на достижение спрогнозированного уровня образованности, воспитанности и развитости выпускника, что определяется в ходе аттестации, экзаменов, тестового контроля. В свою очередь, Стратегия развития школы ставит в приоритет повышение качества образования через внедрение новых подходов к преподаванию и обучению, усилению лидерского потенциала учителя. Стратегия развития  имеет четыре взаимосвязанных направления деятельности:

1.Профессиональное развитие педагогов гимназии.

2.Внедрение обновлённого содержания образования, развитие триязычной среды обучения.

3.Интеграция воспитания и обучения на основе системы ценностей «Мәңгілік Ел» и Программы «Рухани жаңғыру».

4.Трансляция опыта АОО «Назарбаев Интеллектуальных школ» (НИШ) в образовательный процесс Карагандинской области через деятельность Ведущего Компетентностного центра гимназии № 93.

Рассматриваемая Стратегия развития образовательного учреждения составлена на 2016-2019 годы и имеет определенные этапы и сроки реализации.

Первый этап (январь 2016 г. — август 2016 г.) является «Организационно — проектировочным этапом реализации» и направлен на выявление локуса проблем, разработку содержательной стороны стратегии развития гимназии, ее общественное обсуждение и экспертизу.

Второй этап — сентябрь 2016 г. — май 2018г. «Мотивационно-стратегический этап»: организация и проведение работы по реализации Стратегии развития, стратегических направлений и достижение основных результатов деятельности. Происходит осуществление контроля и диагностика реализации программы, подведение промежуточных результатов. Осуществляется диссеминация опыта в образовательный процесс города и области через деятельность со школами — партнерами города Караганды.

Третий этап — июнь 2018 г. — декабрь 2018 г. — «Обобщающий этап»: анализ и интерпретация результатов работы. Проводится подведение итогов и анализ результатов реализации Стратегии развития. Осуществляется постановка новых задач и диссеминация опыта в образовательный процесс города и области.

Обозначим ожидаемые результаты Стратегии развития:

1.Повышение качественного состава педагогических кадров, профессиональный рост и развитие профессиональных компетенций.

2.Совершенствование преподавания и обучения через деятельность по обновленному содержанию образования.

3.Повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, интеграция обучения и воспитания, поддержание семейных ценностей, развитие социально-позитивной инициативности у учащихся на основе общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» и Программы «Рухани жаңғыру».

4.Методическое обеспечение процесса развития через деятельность Ведущего Компетентностного центра гимназии № 93 и сетевых профессиональных сообществ. Диссеминация лучшего опыта гимназии в образовательный процесс города и области.

Несомненно, учитель — двигатель нововведений и инноваций. От него зависит, каким будет ученик. А в соответствии с запросом времени – каждый должен обладать лидерской позицией. Поэтому для многих фокусом  проблем в процессе разработки Стратегии развития школы становится уровень лидерского потенциала и личной эффективности учителя. На данный момент из опыта работы мы составили следующий алгоритм развития лидерства, реализуемый в гимназии:

1.Определение общих ценностей и видения, приоритетов, целей, миссии гимназии.

2.Пересмотр и переосмысление механизмов управления гимназией и методов стимулирования педагогического коллектива. Развитие культуры доверия, коллективной ответственности. Для усиления лидерского потенциала учителей в структуру управления  гимназии были внедрены  механизмы распределенного лидерства.

3.Развитие через сотрудничество профессиональных умений и лидерского потенциала педагогов, постоянный поиск новых знаний и идей, коллегиальная деятельность в профессиональных сетевых сообществах.

4.Ориентация на социальных заказчиков, учет голоса родителей и голоса учеников.

5.Пересмотр подходов в преподавании, работа по улучшению качества обучения и возможностей для развития учащихся. Отслеживание прогресса и наличие обратной связи (рефлексии).

Работа по данному алгоритму носит цикличный характер. В результате изменилась роль педагога в учебно-воспитательном процессе, пересмотрены подходы к оцениванию, критерии успеха. У учителей сформировались новые профессиональные навыки и личностные качества. Таким образом, сегодня мы можем говорить о четырех группах: лидер — администратор, учитель — лидер, учащиеся и социум. Определение лидерской позиции учителя:

1.Лидерство в среде учащихся и коллег: в качестве методиста, коуча, ментора, тренера, специалиста по разработке учебных планов, разработчика новых подходов в обучении, руководителя исследовательскими группами.

2.Руководства над выполнением оперативных задач: в форме проведения организационных мероприятий и обеспечения оптимальных условий для продвижения школы по направлению к поставленным целям, выступая в качестве заведующего учебным отделом, осуществляющим исследование в действии.

3.Управление посредством принятия решений или партнерства: в качестве члена сетевого сообщества или группы по усовершенствованию деятельности школы.

Функции учителя-лидера представляют собой:

1.Непрерывное совершенствование собственной преподавательской деятельности в классе.

2.Аналитический обзор школьной практики

3.Пополнение знаний по разработке учебных программ.

4.Участие в принятии решений вопросов школьного менеджмента

5.Повышение квалификации коллег внутри школы

6.Участие в оценивании эффективности других учителей

Лидерская позиция учителя направлена не только на индивидуальное развитие, а на оказание помощи коллегам в реализации новых идей и инициировать принятие ими ответственности по выполнению руководящих ролей. Преимущества лидерской позиции учителя:

1.Повышение эффективности школы и эффективности учителей.

2.Содействие усовершенствованию школьной практики.

Условия для развития лидерской позиции учителя:

1.Специально определенное время в процессе деятельности для профессионального развития и совместной работы.

2.Наличие возможностей для профессионального роста учителей-лидеров.

3.Необходимость формирования и развития эффективных навыков межличностного общения.

4.Наличие мотивации учителей к принятию на себя роли лидера.

Ожидаемый  результат:

1.Развитие лидерских качеств учителя и личностного потенциала;

2.Повышение уровня личностной активности учителей в процессе собственной педагогической деятельности;

3.Развитая рефлексивная культура учителя, где учитель — рефлексивный практик;

4.Сформированное участвующее лидерство и постоянное взаимодействие с командой. Созданное сетевое сообщество внутри гимназии и за пределами.

5.Изменения в модели управления гимназии и деятельности учителя.

Наивысшей степенью эффективности запланированной деятельности мы связываем с повышением личностной активности учителей в различных видах деятельности, связанных с проявлением лидерских качеств. Так же можно отметить следующие критерии эффективности:

— Процент участия в методической деятельности гимназии, разработке программ, курсов, проведении семинаров, участие в НПК различных уровней, проектно-исследовательская деятельность, проведение коучингов, менторинг, уроков с использованием новых подходов в обучении, повышение профессионального роста учителей, применение на практике новых образовательных технологий.

— Процент участия в сетевых сообществах, длительность существования сообщества, востребованность и выход на школы — партнеры и внешние организации, проявление личной активности и заинтересованности.

— Оптимальное использование возможностей и ресурсов «Ведущего Компетентностного центра» гимназии.

— Степень удовлетворенности участников педагогического процесса происходящими изменениями.

—  Улучшение рейтинговых позиций гимназии в социуме города по всем показателям.

— Общий позитивный настрой учителей гимназии и эмоциональный фон (микроклимат), активная командная и индивидуальная работа.

В качестве обратной связи может выступать: Анализ на основе саморефлексии и заполнении рефлексивных листов личностного развития учителей и организации условий для этого процесса. Беседы, интервью, анкетирование, блиц — опросы участников педагогического процесса.

Одним из ведущих направлений работы является последующая диссеминация опыта работы гимназии как способа распространения и освоения опыта, соответствующего конкретным потребностям принимающей стороны и имеющий характер «выращивания». Результатами изменений должны стать развитая инновационная образовательная система непрерывного педагогического образования в форме сообщества независимой информационно-педагогической среды, где происходит обучение, профессиональное совершенствование, смена образовательных подходов. Все этапы и направления работы по реализации Стратегии развития школы связаны с позицией учителя – лидера, который помогает учащимся так же становиться лидерами, идти вперёд.

 

Ахметова Аягуль Нурабаевна,

директор КГУ «Гимназия № 93»

города Караганды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*