Home » статьи » Развитие памяти учащихся по методике А.Р Лурия  «Запоминания 10 слов»  

Развитие памяти учащихся по методике А.Р Лурия  «Запоминания 10 слов»  


Сыздыкова Елена Бакубаевна
,
учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
города Павлодара
 Павлодарской области.  

  1. Обоснование выбора темы для исследования памяти. Одной из актуальных проблем в обучении является – развитие памяти. Память – это способность мозга сохранять информацию и воспроизводить её при необходимости спустя время.
    Я убедилась в том, что во – первых необходимо развить у учащихся когнитивные процессы. И это не случайно, потому что в нашей школе учатся дети с ЗПР. Изучением особенностей разных видов памяти у школьников с задержкой психического развития занимались педагоги и психологи, а именно  Л.С.Выготский, А,Р.Лурия. Беседуя с учителями предметниками, классными руководителями, психологом школы все заострили внимание на низкий уровень развития когнитивных процессов. Задержка психического развития это процесс временный, поэтому своевременное вмешательство учителей по развитию когнитивных процессов даст возможность учащимся войти в классы нормы.  Во-вторых, в нашей школе учатся дети особенные с задержкой психического развития. ЗПР это временный диагноз. Если учитель эффективно будет работать над развитием когнитивных процессов, то диагноз ЗПР будет в прошлом для ребёнка. Сильное желание помочь этим детям и сделать их счастливыми, подвигло меня заняться исследованием по развитию памяти школьников. Память это психологический процесс тесно связанная с мышлением, речью, вниманием. Для развития памяти необходимо использовать десять  законов памяти, чтобы «услышать, понять, осознать, осмыслить, запомнить  информацию. При изучении предмета основная нагрузка ложиться на слуховой канал. На зрительный вид памяти приходится 80% поступающей информации. Зрительный вид памяти является важным из всех видов памяти.  Он несёт ответственность за запоминание и усвоение материала. Цицерон говорил, что память надо качать как мышцы и я решила буквально накачивать её у учащихся.

          Цель исследования в действии  я обозначила: исследовать, как методика «Запоминания 10 слов» по А.Р.Лурии развивает память учащихся младших школьников. В соответствии цели исследовании были определены задачи:
определить формы и методы, средства для развития памяти школьников на уроках русского языка, литературного чтения;
— подобрать систему упражнений и активные формы обучения, способствующие развитию памяти школьников;
-создать условия  для совместной деятельности через групповые формы работы;
— дифференцировать задания с учётом возрастных особенностей на уроках;
Гипотеза:  я полагаю, что развитие памяти  школьников будет развиваться более эффективно, если:
-осуществляется поэтапная диагностика памяти;
-определено содержание индивидуальной и групповой работы по развитию памяти;
— выявлены и экспериментально проверены  формы, технологии  по развитию памяти. Исследовательская работа по развитию памяти велась  поэтапно.
На первом этапе я провела с учащимися входное анкетирование «Отношение учащихся к предмету литературное чтение». Целью анкетирования было: изучить отношение учащихся к предмету литературное чтение, удовлетворительность организаций учебного процесса на уроке. Школьникам были представлены следующие вопросы:
 — С каким чувством Вы идете на уроки литературного чтения?
— Как Вам дается учение на уроке литературного чтения?
— Сколько времени у Вас уходит на подготовку домашних занятий по литературному чтению?
— Умеете ли  выделять главное в учебном материале, структурировать его?
— Что затрудняет усвоению учебного материала на уроках литературного чтения?
Результаты входного анкетирования показали, 9 школьников ответили, что 3-4 часа уходит на подготовку домашнего задания по литературному чтению, не умеют выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, выделять начало рассказа, основную часть, окончание текста. Затруднению учебного материала по данному предмету является плохая память, ответили школьники. (приложение №1)
«Теоретики Ж.Пиаже, М. Монтессори и Л.С. Выготский утверждали, что обучение и развитие происходит в тот момент, когда дети младшего возраста взаимодействуют со средой и окружающими их людьми» (руководство учителя, с 69). На первом уроке я предложила учащимся изучить  учебный материал  в группах, с целью внедрение когнитивного подхода в обучении. Некоторые учащиеся болезненно отнеслись к данному предложению, тем не менее, они согласились. У детей с низким уровнем когнитивных процессов высокий уровень тревожности. Для облегчения работы по внедрению методики  через  составление ОК,  на втором уроке учащимся были приготовлены ключевые опорные слова из 10 слов, то есть «подмостки». Работа школьников на уроке литературного чтения с применением «Запоминания 10 слов» по методике А.Р. Лурии. Применяя стратегии критического мышления, а именно « рассказ в цифрах», «загадки», составление синквейн я пронаблюдала уровень памяти по внедрению методик 10 слов по Лурии.
Для снятия эмоционального напряжения проводила физминутки на внимание с целью определения самого внимательного ученика на уроке. Для детей с общим недоразвитием речи, памяти и задержкой психического развития очень важно получить развитие памяти. Поэтому необходимо ознакомить учителей с новыми способами развития памяти, чтобы учебный процесс приносил положительные эмоции как для учителей и учеников. Мотивировал  детей на дальнейшее обучение, чтобы учителя смогли создать для учеников «ситуацию успеха».
На втором этапе  был исследован уровень сформированности орфографического навыка через написания словарного диктанта, с использованием методики А.Р.Лурии «Запоминания 10 слов» (приложение №2). После проверки диктанта класс был разделён на три уровня: высокий, средний, низкий. Данное исследование показало, что школьники недостаточно хорошо владеют основами правописания, допускают ошибки в написании слов. С целью определения уровня развития долговременной памяти  я использовала методику А. Р. Лурия «Заучивания 10 слов». Читаю, 10 слов в начале урока и школьник сразу после прочтения называет, затем в конце урока школьник воспроизводит данные слова. После проведения этой методике, я также определила уровни запоминания слов школьниками.
От 7-10 слов — высокий уровень развития долговременной памяти;
От 5-7 слов — средний уровень долговременной памяти;
От 1-5 слов — низкий уровень долговременной памяти.
Данные исследования показали, что с числом повтора, растёт число правильных ответов. Посредством правильного подбора технологий по развитию памяти.
Использовала различные методики запоминания словарных слов, на основе ассоциативного образа, способствующих улучшению долговременной памяти.
Проблема:научить школьников писать грамотно словарные слова.
Средства: использование методаяруих ассоциаций.
Методика запоминания словарных слов.
1.Записать словарные слова и поставить ударение. Например: БЕ-РЁ-ЗА
2.Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности при написании.
3.Найти ассоцивтивный образ связанный со словарным образом. Например, береза-дерево, деревня.
При использовании такого задания у школьников формируется мотивация к учебной деятельности,возможность добывать знаний самостоятельно и творчески. Другими словами стараюсь создавать на уроках «ситуацию успеха» для школьников.

         Выводы и анализ.

Таблица и диаграмма показывает, до того как я стала применять методику 10 слов запоминания по Лурии  объём и качество памяти определялся низким уровнем памяти. После того, как я стала использовать методику 10 слов по Лурии, это привело к повышению уровня памяти. Отзывы родителей по проведению исследовательской работы по развитию памяти положительные. Мама Данила: «я заметила положительные изменения в подготовке домашнего задания по русскому языку, литературному чтению. Данил с интересом и увлечением стал выполнять домашние задания».

           Результаты исследования развития памяти по методике А.Р. Лурии «Запоминания 10 слов»:

— в результате применении методики 10 слов запоминания по Лурии  повысился уровень памяти  и учащиеся смогли использовать данное умение при воспроизведении словарных слов по русскому языку, составлении опорных конспектов, при написании синквейн,  при составлении плана к тексту, «загадок»; (приложение №5)

           Ограничения процесса проведения исследования памяти и последствия для следующей практики:

Анализируя свою деятельность, я сделала вывод, что неверие в возможности своих учеников, сменилось во мне уверенностью. При эффективном использовании средств и способов преподавания и обучения  учителя учащиеся способны на многое.
По-моему мнению, мне удалось провести исследование по развитию памяти и достичь «небольшого» ожидаемого результата. Эффективные формы работы вместе с стратегиями критического мышления способствовали развитию памяти на уроках русского языка,литературного чтения.
Я считаю, что должна продолжать учить их взаимодействию, сотрудничеству и поддержке друг друга. т.е «конструктивистской теории, которая базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, в качестве которых могут выступать как учителя, сверстники, так и учебники, информационные саиты и пр.» (Руководство для учителя, стр. 150)
И самая большая проблема это речь учащихся. У всех детей не большой словарный запас. Это сказывалось и усложняло работу при внедрении приемов. У многих память кратковременная, поэтому слова старались запомнить повторяя в течении всего урока, сопоставляя план к тексту, выполняя задания по составлениюсинквейн.
Таким образом, я в действии убедилась в эффективном  влиянии  методики 10 слов запоминания по Лурии на развитие памяти. Исследование в действии побудило меня к системному размышлению. После проведения исследования я готова к анализу и решению педагогических проблем. Учитель как первооткрыватель, недаром его сравнивают с Колумбом. Счастье по Чиксентмихайиму сродни вдохновению, а состояние, когда человек полностью поглощён интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал. Думаю, проводя исследование в действии, я хоть на чуть- чуть сделала своих учеников немного счастливее.
Используемая литература:
1.Руководство для учителя.
2.Книга Л.Д. Столяренко – Основы психологии.
3.Книга А.Е. Польской  – Как улучшить свою память.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*