Home » статьи »   Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова

  Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова

Жумабекова Турсунай Пернебеккызы
Жамбыл облысы
Жуалы ауданы Ертай ауылындағы   
№ 18 Мәлік Ғабдуллин атындағы
орта мектебінің орыс тілі және әдебиет
пәнінің мұғалімі

 

План работы:

  1. Вступление.
  2. Дуэль как явление в 19 веке.
  3. Дуэль и смерть в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Сон»
  4. Предчуствие поэта.
  5. Заключение.

 

Михаил Юрьевич Лермонтов – это имя великого поэта                                                    ХІХ  века, который прожил короткую, но яркую, полную разными интересными событиями жизнь. Наделённый богатым талантом поэта и прозаика, он оставил потомкам произведения, которые актуальны и очень интересны даже через два века. Впервые я познакомилась с творчеством поэта в школе на уроках русской литературы. Учитель так интересно рассказала о биографии и творчестве поэта. Что представить его убитым на дуэли было просто трудно. Я подумала, как можно убить такого гения?

Дуэль… Это вид убийства или  кодекс чести? Для этого надо исследовать быт и нравы ХІХ века, в котором жили дворяне того времени. Да, дуэлью решали все проблемы, все спорные вопросы. На дуэли погиб и Пушкин.   Это явление отразилось и в произведениях этих поэтов. Как будто они предчувствовали  свою смерть на дуэли.   Кульминацией в произведении Пушкина и одним из ключевых моментов в романе Лермонтова являются сцены дуэлей.   На дуэли главный герой романа «Герой нашего времени» Печорин выходит на дуэль с Грушницким и выступает благородным защитником чести девушки: защищает Мери от оскорбления. Изучая этот роман я  пыталась понять , почему тема дуэли проходит через всё творчество Лермонтова? И поняла, что автор предчувствовал  свой конец.

Об этом говорит и стихотворение «Сон», написанное незадолго до смерти. Оно написано в трудный период жизни Лермонтова, когда  он отбывает  вторую и последнюю ссылку на Кавказе. Стихотворение написано от первого лица, где герой лежит  «с свинцом в груди» в долине Дагестана. Он видит предсмертный сон. Автор даже время года – лето «и солнце жгло их жёлтые вершины» смог предугадать, ведь он погиб 15 июля…

По воспоминаниям современников, Николай Мартынов после отбывания наказания из-за смерти Лермонтова, каждый год 15 июля запирался в своём кабинете и напивался  до бесчувствия, тем самым обвиняя себя в смерти великого гения. Пейзаж  у Лермонтова всегда сочетается                                   с темой произведения. Природа выступает  как сила, убивающая героя «Лежал один я на песке долины; Уступы скал теснилися кругом». Герой видит сон, он бредит как и Мцыри – главный персонаж одноимённой поэмы.  Сон — бредовое состояние «И снился мне сияющий огнями вечерний пир в родимой стороне» Герой видит своих жён, которые не горюют о его смерти. И только молодая жена  «сидела там, задумчиво одна». Она тоже видит сон, в котором  «знакомый труп лежал в долине той». Она одна горюет о смерти мужа. Лермонтов ясно представляет себя в этом стихотворении, убитом на вершине горы, убитым, с  простреленной грудью. Автор показал своё разочарование от жизни и предсказал свой близкий конец.

Лирика Лермонтова очень мрачная, значит жизнь поэта не была легкой. Он всегда ощущал рядом с собой смерть. И это предчуствие всегда отражается в его лирике. Исследователь последней дуэли Лермонтова                                   В.А. Захаров справедливо пишет: «Для нас Лермонтов — великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук».

Как дворянин и офицер, Лермонтов целиком принимал кодекс чести, существовавший в светском обществе того времени, он  отлично знал дуэльные правила своего времени, о чём можно судить по описанию дуэли в «Герое нашего времени». Значит дуэлянты отлично стреляли. Но почему Лермонтов – офицер, выпускник школы гвардейских подпрапорщиков, участник боевых действий на Кавказе, отлично стрелявший из оружия, так погиб? Он принял смерть не защищаясь, как  будто сам поставил точку                                  в своей жизни и в своём творчестве.

В заключении хочу  ответить на вопрос. Почему тема дуэли и смерти проходят через творчество Лермонтова? Ведь в своём гневном стихотворении на смерть Пушкина «Смерть поэта» он обвиняет убийц в смерти великого гения? Значит дуэль была пороком того времени. Это не решение проблем и мелких ссор. Жизнь человека — это дар божий. Отнять жизнь дано только Всевышнему.  И тот, кто поднимет пистолет на другого всегда будет наказан и морально, и законом своего времени, и судьбой.

Заключение.

Итак:

  1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял.
  2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.

Для гения русской литературы всё было кончено. Для человека Лермонтова, может быть, осталась вина перед потомками, что он не уберёг тот священный родник, который через него послал людям Господь.  Для нас потомков осталось только то, что он успел создать.

Использованная литература

1.Бродский Н.Л. М.Ю.Лермонтов. Биография.Т.1. Государственное издательство художественной литературы. М.-1945

  1. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М.Советский писатель-1964
  2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Герой нашего времени. М. Детская литература-1980
  3. Ломунова К.Н. М.Ю.Лермонтов в русской критике. М.Советская Россия-1985

5.М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. М. Художественная литература-1989

6.Недумов С.И. Лермонтовский Пятигорск. Ставрополь-1974

7.Попов А.В. Лермонтов на Кавказе.Ставрополь-1951

8.Яковлева Е. Последний приют поэта. Ставропольское  книжное издательство-1975

9.Интернет ресурсы:

http://lermontov.sch1262.ru/83.html

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://kinderlibrary.wordpress.com/2012/07/27/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*