Home » Детский сад » Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей дошкольников

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей дошкольников

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский.

 

Ребенок тянется к рисованию с самого раннего возраста, это одно из самых любимых и увлекательных занятий для детей. Дети рисуют все, что видят, слышат, чувствуют. Творчество требует координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно влияет на психику человека, а значит и на его здоровье. Еще Аристотель отмечал: «Занятие рисованием способствует разнообразному развитию ребенка».

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблема развития творческих способностей у детей остается одной из самых актуальных.

Научить ребенка видеть прекрасное в окружающем мире, и с помощью творчества выражать свои впечатления в своих работах по рисованию, лепке, аппликации это одно из важных направлений в творческом развитии детей.

Рисуя, дети имеют возможность передать то, что им нравится, что их волнует в данный момент, что вызывает интерес. А это в свою очередь создает условия для всесторонне развитой гармоничной личности.

Использование нетрадиционных техник рисования, позволяет детям создать свои особенные и неповторимые работы, выразить в них свою индивидуальность.

Способность фантазировать вызывает у детей массу положительных впечатлений, ребенок сам выбирает, чем ему рисовать, какую технику рисования выбрать для той или иной работы, но для этого необходимо познакомить дошкольников с различными техниками и методами рисования, что позволит детям самовыражаться в своем творчестве. Экспериментирование с различными видами нетрадиционного рисования позволит детям изобразить в своем рисунке именно то, что так хочется в данный момент, даже если ребенок сталкивается с определенными трудностями, а видя положительный результат своей работы, маленький творец вдохновляется, своим творчеством испытывает желание добиваться положительного результата в своей работе.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

В связи с этим я решила выбрать темой своей годовой задачи «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей дошкольников»

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных навыков у детей затрудняет передачу того или иного образа, который мечтает передать ребенок в рисунке вследствие чего отказывается от задуманного, а значит страдает эстетическое восприятие и творческий потенциал дошкольника.

Не каждый рождается художником, кому то требуется приложить немалые усилия для того чтобы выразить в своем рисунке задуманную мысль, это зачастую приводит к отрицательному эмоциональному отношению к процессу рисования и детской неуверенности в собственных силах.

Решить данную проблему позволяет знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всей организованной учебной деятельности.

Художественно – творческие способности необходимо развивать, как можно раньше. Доступность нетрадиционных техник определяется согласно возрастным особенностям и возможностям детей.

Во второй младшей группе рисуем: пальчиками, ладошками, ватными палочками, губкой, штампами, тычком «жёсткой» кисти, оттиск печатками картофеля. Это формирует чувство «ритма» у детей.

В средних группах это печать по трафарету, печать пробками, листьями, восковыми мелками, набрызг, свеча + акварель, тычкование.

В старших группах к уже знакомым ранее техникам добавляются более сложные: кляксография, кляксография с трубочкой, монотопия, изонить, использование клея ПВА и манной крупы, рисование гипсом, черно – белый граттаж, рисование одноразовой вилкой, пуантилизм, рисование цветной солью, песком, сыпучими блестками, мыльными пузырями, мятой бумагой, пластилинография, «водяная печать», рисование на молоке.

Одним словом рисовать можно различными предметами, которые нас окружают.

Освоение каждого из этого метода для детей — игра. Их использование позволяет детям быть более уверенными, развивает воображение, координацию движений, навыки контроля и самоконтроля.

Так как я работаю в санаторно-туберкулезном детском саду, который посещают дети с туберкулезной интоксикацией с ослабленным здоровьем и иммунитетом, первостепенной задачей перед нами стоит забота о здоровье детей, поэтому при проведении организованной учебной деятельности, я использую, щадящий режим для этого включаю различные физкультурные минутки, пальчиковую, артикуляционную и дыхательные гимнастики, логоритмические упражнения, точечный массаж, массаж глаз. Самостоятельная работа детей проходит под спокойную музыку. Использование потешек, пословиц, поговорок и стихотворений во время учебной деятельности позволяет развивать память, внимание активизирует словарный запас детей, формирует связную речь.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия и фантазии.

Предела совершенствованию творчества в изобразительной деятельности нет. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем полнее и ярче смогут раскрыться и развиться его способности.

Моя педагогическая философия – научить ребенка верить в себя, в свои силы, я очень люблю работать и творить совместно с детьми. Каждый ребенок по своему, талантлив и смышлен. Мы вместе ищем, экспериментируем, открываем что – то новое, для того чтобы «процесс обучения» переживался не как принуждение, а как увлекательное занятие победное движение вперед от простого к более сложному так как «Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни»

(Ш. А. Амонашвили).

 Вывод: Овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей. У детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит им только предложить тему рисования.

Шуругина Ольга Юрьевна,

воспитатель высшей категории,

 ГККП санаторный ясли — сад №3 «Елочка»

Западно – Казахстанская область, город Уральск

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*