Home » Учебно-методические материалы » КОУЧИНГ: Современный урок

КОУЧИНГ: Современный урок

Коллаборативная среда «Ладошки».

Просмотр видео «Урок»: Какие качества сумел продемонстрировать учитель из этого ролика?

Развитие независимого  Казахстана поставило глобальную цель — формирование конкурентоспособной системы  отечественного образования.

21 век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом.

Качественное отличие настоящей школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать  ситуацию,  решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.

Родоначальник педагогики Ян Амос Каменский  и русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему  обучения и  воспитания.

Прошли столетия, а по-прежнему детей каждый учебный день зовет школьный звонок на урок, и большая «армия»  учителей  спешит «сеять разумное, доброе, вечное». Конечно, современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий и методов. Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он бы хотел осуществлять вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.

Тема нашего коучинга «Современный урок».

СЛАЙД 1. Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. К.Д. Ушинский.

В основе современного урока лежат несколько подходов.

СЛАЙД 2. Деятельностный подход  – даже в основе этого сочетания заложено слово «деятельность». Любой, кто приходит к вам на урок, должен увидеть деятельность двух видов, т.е. деятельность учителя и деятельность ученика. При этом деятельность учителя начинается еще до урока: отбор средств, методов, форм обучения, составления плана урока.

  1. Основой является активная форма обучения (самостоятельность работы и творчества). Здесь все понятно.

*2. Деятельность позволяет заменить объяснение нового материала построением осознанных учащимися способов самостоятельного открытия новых знаний. Хорошо используется Критическое мышление и проблемное обучение.

*3. Проектирование способов решения проблемы, коррекция и самооценка собственной деятельности, рефлексии её результатов. Здесь мы обращаем внимание на саморегуляцию учащегося, т.е. сам ставит проблему, сам ищет пути решения, сам оценивает.

*4. Учитель организовывает и создаёт условия для активной деятельности. В данном случае подразумевается организация работы в группах больших и малых, в парах постоянного и сменного состава и т.д.

*5. Основные части урока направлены на формирование навыков самостоятельной работы. Сейчас очень модны интерактивные методы обучения, групповая организация взаимодействия, но мы не должны забывать о том, что 50% времени на уроке должно отводиться самостоятельной работе. Учителя, которые на протяжении нескольких лет работают по данной системе отмечают, что увлекаться не стоит использованием интерактивных методов работы, так как интенсивно падает качество знаний.

СЛАЙД  3. Компетентностный подход.

  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. Мы все знаем, что собой представляет данный подход. Даже в руководстве написано об этом, только называется «Конструктивистская теория» Применение знаний вне класса.

*2. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. Каждый этап должен оцениваться отдельно, не навешивая «ярлыков». Ведь порой троечник может ответить на «5», а умница – отличник – на «3».

3*. Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей. Снова и снова обращаю ваше внимание на руководство, где сказано, что конструктивитская теория лежит в основе всего образования. Основная задача учителя в подборе заданий, содержащих решение жизненных ситуаций, с которыми дети могли бы столкнуться в жизни.

Вашему вниманию предложены примеры компетентностно – ориентированных заданий по истории и в начальных классах. В первом случае задания составлены согласно таксономии Блума и предполагает 6 уровней.

1 уровень – ЗНАНИЕ – самое простое – ТЕСТ.

2 уровень – ПОНИМАНИЕ – установи соответствие.

3 уровень – ПРИМЕНЕНИЕ – вставить нужные слова вместо пропусков.

4 уровень – АНАЛИЗ – Подбери понятия к данным группам.

5 и 6 уровень направлен на творчество – СИНТЕЗ и ОЦЕНКА, где подразумевается аргумент, доказательство и сама оценка.

В задании для начальной школы мы видим характеристику задания:

Компетентность: Коммуникационная
Аспект: Письменная коммуникация.

На примере данного задания мы можем отследить структуру компетентностного подхода.

Задание так же составлены по уровням:

1 уровень – СТИМУЛ – вызов, что заинтересует ученика «У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление».

2 уровень – ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА – «Составь текст объявления. В объявлении напиши название породы собаки, цвет, 2-е дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок».

3 уровень – ИСТОЧНИК – т.к. это творческая работа, то источник здесь не требуется. Источником может быть любая справочная литература.

4 уровень – ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ (модельный ответ) – правильный, ребенок сам проверяет по модельному ответу правильность выполнения задания.

Личностно-ориентированный подход

  1. Предполагает дифференцированное обучение – ориентация на личность, её интеллектуальное и нравственное развитие. Всех учеников негласно принято делить на 3 уровня обученности А, В, С. Когда учитель выстраивает урок, то и задания должны быть разноуровневые.

*2. Ориентировано на жизненный опыт учащегося. Идет перекличка с компетентностным подходом.

*3. Учитываются особенности психического склада учащегося. Из психологии мы помним, что есть 4 типа темперамента: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик, т.е. надо учитывать и их при подготовке к уроку.

*4. Обучение сотрудничеству в малых группах. Здесь преследуется социализация личности.

*5. Вовлечение каждого в познавательную деятельность. Обязательно продумывать момент мотивации. Это могут быть различные видеоролики, мини презентации, фото и т.д.

*6. Формирование умения решать проблемы, развитие творческих способностей. Креативность, лидерство в управлении.

Если подвести итог применения выше сказанных подходов, можно проследить эффективность урока по таким критериям.

Критерии эффективности проведения современного урока:

  1. Наличие у читателя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса. Помните, я вам говорила о том, что подготовка учителя начинается до урока, мы обязаны иметь учебный план урока.

-2. Использование проблемных творческих заданий — это приведет к поднятию уровня мотивации к обучению

-3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). Это развитие навыков саморегуляции, т.е. ученик может построить алгоритм своей деятельности.

-4. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока. Сейчас рекомендуется каждый урок начинать с создания коллаборативной среды.

-5. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому. (Все понятно).

-6. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий. Также все понятно.

-7. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и  анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался. Уже было сказано об этом выше.

-8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность. Сейчас особое значение отводится критериальному оцениванию, т.е. на основе критериев. Ученики должны знать, к какому идеальному результату они должны стремиться.

-9. При задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания, даётся индивидуальные домашние задания. Если мы в системе будем внедрять критериальное оценивание, то проблемы с уровнем подготовки домашнего задания уменьшатся. Домашнее задание должно быть разноуровневым, для стимуляции одаренных ребят.

Затруднения учителей в подготовке современного урока и их причины.

— Поиск организации урока — старые  методики уже слабо оказывают помощь учителю в этом.

— Нахождение способов и приемов — научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

— Трудность комплексного применения различных средств обучения — учителя не могут полностью избавиться от объяснительно — иллюстративного типа обучения.

— Формирование мотивов учения — нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей обучающихся.

Следующий этап нашей работы будет работа в группах.  Для каждой группы приготовлены на столах задания.

1группа – Из предложенных характеристик деятельности учителя выбрать свойственные современному уроку и наклеить на постер.

2 группа – Сформулируйте достоинства и недостатки современно урока + и – .

3 группа – Применив стратегию «Не законченное предложение» сформулируйте ожидания от современного урока с 3-х позиций: учителя, ученика, родителя

 

учительученикродитель
1.      Мои ученики смогут

___________________

2.      Мой урок направлен ___________________

 

3.      Ученики смогут получать полученные знания и умения

__________________

 

1.      От урока я получил

_____________________

2.      Урок мне дал возможность

___________________

3.      Моя работа была оценена

_____________________

1.      Урок дает возможность

___________________

2.      Учитель на уроке учитывает

__________________

3.      Урок воспитывает

___________________

На подготовку отводится 10 минут (Держатель времени).

Итог работы группы 2:

+
— Деятельностный подход

-Индивидуальная работа

— Социализация личности

— применение знаний вне класса

— материальные затраты

— большая временная подготовка

— дисциплина.

Итог: кто-то еще хочет дополнить?

Резюме – ДОСТОИНСТВ БОЛЬШЕ!

Итог работы 3-ей группы: следовательно, когда учитель готовится к уроку, надо уметь рассматривать урок с 3-х позиций. Для того что бы посмотреть на свой урок со стороны, рекомендую вести видеосъемку.

Третий этап.

Итак, вы познакомились с теоретическим материалом, и я предлагаю поучаствовать в коррекции «листа наблюдения и оценки урока». Это лист, с которым представители администрации идут к вам на урок. Что вы предлагаете добавить в критерии или убрать. Работаем прямо на листах. На разработку отводится 10 минут (Держатель времени).

Принцип ответа: одна группа отвечает, другие отмечают, что они уже сказали. Затем следующая озвучивает только то, что еще не говорила предыдущая группа.

Итог: Эта работа с вашими рекомендациями поможет администрации школы разработать конечную форму наблюдения за уроком.

Теперь, когда вы уже знаете критерии эффективности современного урока, подходы организации, требования, предлагаю вам ответить на вопрос «Можно ли мои уроки, т.е. ваши, назвать современными»?

Перед вами «Дерево успеха».  Дерево без плодов – пустое дерево. Поэтому я прошу вас взять яблочко написать свое имя и приклеить на дерево. Критерии таковы: зеленое – нет; желтое – частично; красное – да, полностью соответствует.

Мое пожелание, чтобы было больше красных яблочек!

СЛАЙД 8. Закончить первую часть своего выступления я хочу словами Джона Дьюи «Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Силич Наталья Евгеньевна,

учитель истории и географии

КГУ «Школа-гимназия №24

многопрофильного направления отдела образования

 города Экибастуз»

Павлодарской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*