Home » доклад » КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

 

Улучшение качества человеческого капитала – один из приоритетов развития Республики Казахстан. В своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент нашей страны Н.А.Назарбаев отмечает «… Прежде всего, должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации».

Анализируя содержание обновленных образовательных программ начальных классов, можно утверждать, о конкретной направленности их на формирование навыков критического мышления, способности творчески применять знания, решать проблемы, работать в группе и индивидуально, научно-исследовательские навыки, коммуникативные навыки, навыки в области ИКТ. В связи с переходом средних общеобразовательных школ Республики Казахстан на обновленные учебные программы с 2016 года в институтах повышения квалификации проводятся курсы для педагогов, работающих в начальных классах. Программа курсов описывают контекст обучения, основные изменения в образовании и учитывают международные тенденции в образовании, теорию образовательной программы, теоретические основы методики обучения. Цель программ – совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы для начальных классов и внедрения системы критериального оценивания. Одной из задач курса является обеспечение слушателей курса пониманием и умением использовать педагогические подходы и учебные материалы в соответствии с обновленной образовательной программой для начальных классов.

Продолжительность курса подготовки учителей начальных классов составляет 15 дней, каждый из которых включает четыре двухчасовых занятия в день. Учебный процесс в рамках данной Программы реализуется на основе использования методики обучения взрослых по модели Колба.

Модель Колба – теория по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Теория обучения Колба содержит четыре основных стиля обучения, которые основаны на четырехэтапном учебном цикле (который может быть также интерпретирован как «учебный цикл»). Колб включает этот «цикл обучения» в качестве центрального принципа своей теории, в которой «непосредственный или конкретный опыт» является основой для «наблюдений и размышлений». «Наблюдения и размышления» ассимилируются и превращаются в «абстрактные концепции», обеспечивающие новый смысл действиям, которые можно «активно протестировать», что в свою очередь создает новый опыт. Колб говорит, что в идеальной ситуации этот процесс представляет собой цикл обучения или спираль, в рамках которой обучающийся «знакомится со всеми основами», т.е. цикл накопления личного опыта, обдумывания, размышления и действия. Непосредственный или конкретный опыт приводит к наблюдениям и размышлениям. Затем эти размышления ассимилируются (воспринимаются и преобразовываются) в абстрактные понятия, имеющие значение для действий, которые человек может активно испробовать и испытать, что позволяет получать новый опыт.

На этапе «конкретного опыта» при проведении занятий с учителями мы используем стартеры для выявления их личностного опыта по изучаемой теме. На этом этапе мы проводим тематические разминки, тренинги, умные упражнения, т.е. предлагаем выполнить упражнения до ознакомления с теоретической основой: просим показать, как вы это делаете сейчас, на данный момент в своей практике. Например, рассматривая тему по оцениванию учебных достижений учащихся, учителям предлагается оценить какой-либо продукт учебной деятельности, форма и методы выбираются по усмотрению учителей, затем сравниваются результаты оценивания и ведется обсуждение, почему имеет место расхождения в оценивании одних и тех же работ.

Далее на этапе «наблюдения» через активные методы в преподавании, в основном организуя коллаборативную среду, участникам занятия предлагается обмен опытом и обсуждение темы занятия. Здесь имеет место рефлексия участников – «принятие любого типа опыта извне» (А.Буземан).

Во время обсуждения сначала в малых группах, а потом при общем обсуждении участники, слушая друг друга, наблюдают за другими членами группы и делают выводы, рефлексируя свой опыт: оглядываясь на собственные действия. Важно дать учителям возможность рефлексировать на этом этапе, чтобы помочь им развить понимание и знание посредством взаимо- и самооценки. Например, при введении понятия «критериальное оценивание» можно предложить учителям дать оценку внешности Дюймовочки – персонажа сказки Г.Андерсена, а затем просмотреть и обсудить фрагмента из мультипликационного фильма «Дюймовочка», где «общество гусениц и майских жуков» дает негативную оценку внешности Дюймовочки. Также можно предложить учителям нарисовать дом без дополнительных указаний по поводу деталей рисунка, а затем оценить рисунок. При оценивании учитывать размер, расположение дома относительно листа бумаги, наличие возможных деталей на рисунке дома (окна, занавески, двери, ручки) и окрестности дома (забор с калиткой, клумбы с цветами, деревья и кустарники, солнце, облака). Чем больше деталей и их количество, тем выше нужно оценить рисунок. Далее обсудить, понравился ли им такой подход к оцениванию и что необходимо было сделать учителю для объективной оценки рисунка. Учителя отмечают, что необходимо заранее, до выполнения задания предупредить или вместе обсудить, как будет оцениваться работа, чтобы обучающиеся знали, какой должен быть ожидаемый результат. Таким образом, учителя делают вывод о необходимости введения критериального оценивания.

Теоретические положения по изучаемой теме посредством демонстрации и доклада предлагаются на этапе «абстрактной концептуализации». Этот этап направлен на понимание учителями теории, лежащей в основе образовательной программы, и ее применение на практике. На этом этапе используются презентационные материалы, учебные ресурсы, информационные тексты и видеоматериалы. После рассмотрения теоретических предпосылок учителя осваивают содержание учебной программы и учебных планов через «активное экспериментирование». На этом этапе учителя, готовясь к микропреподаванию, получают возможность использовать изученный материал, экспериментируя в искусственной среде класса. Учителя упражняются в разработке критериев оценивания, дифференцированных заданий и дескрипторов к ним, краткосрочного плана урока с использованием активного обучения.

Одной из форм работы учителей на курсах является микропреподавание. На начальном этапе курса микропреподавание будет «опытом» и будет сопровождаться «рефлексией» и обсуждением. В ходе дальнейшего обучения учителям будет предоставлена теория в рамках обновленной учебной программы по предметам («абстрактная концептуализация»), которая будет использоваться в последующем этапе обучения – микропреподавании («экспериментирование»). Таким образом, различные этапы цикла обучения использованы на протяжении всего обучения.

Таким образом, учебный процесс по модели Д.Колба, используемые на курсах повышения квалификации учителей начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования, будут способствовать созданию среды, стимулирующей и обеспечивающей активность участников образовательного процесса, реализацию ими педагогических потребностей, практическую ориентацию, формирование профессиональных компетентностей; использованию технологий продуктивной, поисковой и творческой деятельности.

 

Жумагалиева Динара Шынболатовна,

заведующая кафедрой психолого-педагогического

сопровождения профессионального развития учителей,

магистр педагогики,

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР ЗКО»

Западно-Казахстанская область, г. Уральск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*