Home » Гуманитарный цикл » Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка и литературы

Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка и литературы

 

Для того чтобы стать материально и социально успешным,

необходимо стать компетентным в создании новых знаний.

 М. Саймонс

Современное общество предъявляет все более высокие требования к выпускникам школ: ценится не только система полученных знаний, но и способность активно и правильно использовать эти знания в динамичных социально-экономических условиях, в различных жизненных ситуациях.

В Послании «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны отметил, что «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

Чем лучше человек владеет культурой слова, устной и письменной речью, чем активнее использует навыки слушания и чтения в различных сферах жизни (будь то политическая, экономическая, социальная, учебная, межличностная и т.д.), тем легче происходит его адаптация в обществе.

Перед образованием возникает ряд вопросов:

— «Как учить обучающихся?»

— «Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению?»

— «Каким способам деятельности обучать учащихся?»

Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика (предметное знание перестает быть самоцелью и выполняет подчиненную, ориентировочную роль), а умения разрешать конкретные проблемы. Выпускник школы не должен приходить в замешательство в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современной техники и современных технологий, во взаимоотношениях людей и т.п. ситуациях.

КП означает переход от парадигмы «Знай свой предмет и умей излагать его ясно» к парадигме «Знай свой предмет и умей использовать его возможности для развития личности ученика».

Проблема в том, что в школьных учебниках практически отсутствуют материалы компетентностного типа. Поэтому предстоит разработать и использовать в процессе обучения комплекс проблем, интегрирующих предметные, межпредметные и внепредметные знания, а также разнообразных по:

виду: реальные и возможные; с противоречивыми основаниями; с избыточной (недостающей) информацией; контекстно-ориентированные (личный, социальный, глобальный контекст); ценностно-отношенческие; комбинированные;

по степени сложности: на воспроизведение, установление связей, интерпретацию, обобщение; на использование ранее изученного в новых межпредметных и внепредметных условиях; на предположение о возможных вариантах развития событий (явлений), предсказание последствий чего-либо;

по форме их предъявления: словесной, табличной, диаграммовой, графической, рисуночной, схематической, знаковой, символьной.

Актуальность КП обусловлена следующими факторами:

— 2005-2014 гг. — Десятилетие образования для устойчивого развития

— требованием Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 гг.: «одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на реализацию компетентностного подхода»

— воспитанием конкурентоспособности личности, способной «перекрывать» требования общественного заказа («превзойти самого себя» — Ж.Делор)

— познанием себя и своих возможностей.

Сущность КП.

КП – попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у учащегося индивидуального стиля работы над собой на основе познания своих возможностей.

Педагогический процесс ориентирован на формирование не только знаний и умений, но и способностей решать (на основе усвоенных знаний) реальные познавательные и жизненные задачи. Поэтому результат образования в условиях КП измеряется в компетенциях и компетентности.

Компетенции – наиболее общие универсальные способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Компетентность — это проявленная на практике способность решать типичные и творческие задачи, требующая наличия соответствующих установок, знаний, умений и навыков, опыта деятельности.

Коммуникативная компетенция (ККц) входит, наряду с информационной, по решению проблем,  работе в сотрудничестве, в число ключевых компетенций (КК) выпускника школы.

ККц — знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения. Предусматривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми в различных социальных группах, исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций.

Внутренние ресурсы ККц

— знания, умения, навыки предметного, межпредметного и жизненного характера:

— теория языка, теория текста, в том числе анализа текста-образца и конструирования собственного текста (ср.: «Текстообразование, как основополагающее культуротворческое действие человека, должно стать главным ориентиром в построении компетентностной модели обучения русскому языку»);

— культура речи;

— умения анализировать языковые факты в речевых примерах, художественно-изобразительные средства языка в текстах; конструировать текст;

— речевые навыки.

Для КП при обучении русскому языку необходимо понимание речевого поступка.

Внешние ресурсы ККц

— то, что может привлечь ученика для решения задач ситуации общения):

информационные (теория коммуникации, психологии общения,  риторики, речевых жанров);

человеческие (владеющие языком, коммуникабельные, риторические ориентированные учитель и ученики как партнеры по ситуации общения);

технологические (риторика как технология конструирования эффективной речи).

  1. Казахский, русский, иностранный язык – компетентностные учебные предметы с преобладающим деятельностным содержанием – коммуникативно-речевой деятельностью человека. Это предметное содержание необходимо актуализировать в аспекте сегодняшней и завтрашней жизни учащихся для приобретения ими опыта решения коммуникативно-речевых задач. Средства актуализации – компетентностные методы обучения.

Методы формирования ККц

— выразительное чтение текста-образца, предваряемое комментированным выбором того, кому предназначено исполнение  (кому-либо из одноклассников, группе одноклассников, воображаемому собеседнику и др.);

— чтение и пересказ текста в той или иной социальной роли;

— реконструирование учебного текста в другие – речевые и риторические – жанры: визитной карточки автора, Слова о грамматическом явлении, языкового паспорта, письма, публичного выступления и др.;

— учебный диалог на лингвистические темы; диалогизированный монолог (с постановкой задач аргументации, убеждения, воздействия на воображаемого собеседника либо «чучело оппонента»);

— защита, презентация сообщений на лингвистические темы;

— аннотирование сообщений;

— рецензирование сообщений, подготовленных товарищами;

— подготовка учебных проектов, требующих проведения опроса, бесед, интервью у разных категорий собеседников; оппонирование на защите учебных проектов;

— подготовка опросников, анкет; анализ материалов бесед и интервью;

— коммуникативно-речевые тренинги с актуализацией изучаемых явлений языка;

— обсуждения, дискуссии, диспуты;

— ролевые и деловые игры, предполагающие в самом общем виде роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего, Читающего и Пишущего;

— написание сочинений в том или ином жанре коммуникации (письмо, обращение, диалог с воображаемым оппонентом и др.);

— подготовка заметок и статей в школьные и др. СМИ с учетом целевой аудитории;

— конструирование послесловия к тексту-образцу.

Особенности компетентностного подхода в обучении русскому языку:

1) осознание учащимися смысла, миссии (предназначения) изучения русского языка;

2) опора на действенные мотивы учения: признание, самоуважение, достижение и состязательность, самоутверждение, увлечение, интерес;

3) наличие ценностных мотивов в изучении русского языка, связанных с овладением способами деятельности, формированием опыта деятельности, возможностью творчества, возможности выражения собственной позиции;

4) выполнение исследовательских заданий (этимологический анализ слов, биографическая справка языковых явлений, обобщение признаков индивидуального речевого стиля автора текста, разработка кластера по разделам языка, создание проектов противостояния речевой агрессии и др.);

5) развитие способностей работы с информацией, речевых, коммуникативных, кооперативных, лидерских, художественно-исполнительских и др. способностей;

6) рефлексия и систематизация собственного опыта, отбор и фиксация наиболее удачных вариантов работы на основе знания лучших образцов речевой деятельности (примеров своих сверстников), стремление к их достижению;

7) реализация потребности в самовыражении средствами русского языка;

8) формирование собственной системы (в которой есть ясность смысловой позиции, умение управлять своим жизненным временем, сложившиеся приемы преодоления познавательных и жизненных трудностей, ориентация на развивающий круг общения, творческая и саморазвивающая направленность учения, высокий уровень осознанности и произвольности в учении) и стиля в деятельности;

9) осознание  значимости речевого поступка и речевого поведения.

  1. Критерии оценивания коммуникативно-речевой деятельности учащихся:

— эффективность работы с источниками информации и коммуникации;

— степень владения языком во всей совокупности его функций: познавательной, национально-культурной, аккумулятивной, мыслительной, коммуникативной, интеллектуально-информативной, прагматической;

— степень владения умениями чтения, слушания, говорения, письма;

— речевая мобильность как переключаемость с одного стиля общения на другой;

— степень сформированности культуры общения;

— адекватность речевого поступка и речевого поведения целям и ситуации общения.

Вывод. Стратегия формирования коммуникативной компетенции на основе школьного курса русского языка, как и других лингвистических курсов, имеет не столько обучающий характер, сколько развивающий: требует не столько «наполнения» учащегося новыми языковыми знаниями, речевыми умениями, сколько изменения стратегии его мышления, речи, учебной деятельности в целом.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

Катжанова Гульшахра Оразовна,

 учитель русского языка и литературы

СКО, р-н им. Габита Мусрепова, с. Гаршино

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*