Home » О нас » Совместная работа учителей по исследованию урока

Совместная работа учителей по исследованию урока

Рефлексивный отчёт по Lesson Study.

 

Собраться вместе – есть начало.

Сохраниться вместе – есть прогресс.

Работать вместе — есть успех!

Генри Форд

      Одним из видов сетевого взаимодействия может являться взаимодействие с использованием подхода Lesson Study — как способа совершенствования преподавания и обучения, как способа развития профессионализма учителей. Используя Lesson Study, учителя могут на демократической основе проводить исследование и изучение урока, влиять на качество обучения и преподавания. Этот подход наиболее эффективен для сплочения учителей, совместного определения проблем, создания коллаборативной среды для совместного обучения, обмена опытом и коллективной ответственностью за результативность исследования. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Этот метод помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении. Начиная работу  по внедрению Lesson Study в образовательное  пространство нашей школы, все  свои действия, мы разбили на несколько этапов:

Первый этап — это изучение теоретического материала, изучение практического опыта. Проведение коучинга для коллектива школы, на котором рассмотрели положение о проведении ЛС.

Второй этап — это формирование групп. Здесь были учтены все основы и правила работы по Lesson Study.

1 группа-на базе 7В-учителя Мусаева Г.З.,Сеитова Г.Е., Кудайбергенова Ж.С.,Нефталиева Р.М.-координатор.

2 группа- на базе 6Г класса-учителя Абдельдинова Е.Е, Торткарина К.С.,Сейдахметова А.Б., Абулкаирова С.Е.-координатор.

3 группа-на базе 5Г класса-Егеубаева А.М., Аубакирова Г.Т., Оразбаева А.К.-координатор.

Группы работали по принципу доверительных и доброжелательных отношений.  Все члены имели равный статус.

Третий этап – это выбор исследовательской темы, цели и предметной области.  Темой стала «LS-как средство повышения успеваемости учащихся и педагогического мастерства учителей».  Так как это был первый опыт проведения  Lesson Study, конечно мы хотели:

  • увидеть обучение учеников в реальности;
  • обратить внимание на применяемые приёмы группового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на уроке;
  • выяснить и понять, как можно изменить планирование обучения, чтобы оно удовлетворило потребности наших учеников; вовлечь учителей школы в исследовательский процесс для улучшения практики, для того, чтобы они могли изнутри увидеть трудности и проблемы в обучении своих учеников.

Ожидаемые результаты: создание благоприятной учебно-познавательной среды для развития личности учащихся; создание постоянно работающей в команде творческой  группы  с подходом Lesson Study; повышение профессионального уровня  учителей через вовлеченность их в исследовательскую деятельность.

Группами были совместно разработаны планы  уроков. Каждый этап урока был разработан с учётом цели Lesson Study. В схемах наблюдения были отмечены ожидаемые действия «исследуемых» учащихся на каждом этапе урока. Для того чтобы добиться ожидаемых результатов в обучении, необходимо создать условия для освоения, нужную атмосферу на уроке, дать возможность детям высказаться, ведь порой за них эту миссию выполняем мы, говорим за детей, не слышим ребенка. При планировании уроков нашей задачей была построить свою деятельность так, чтобы вовлечь в учебный процесс всех учащихся, повысить их мотивацию. Мы хотели проследить, как будут раскрываться учащиеся, какие качества характера будут проявляться, как учебный процесс с применением новых подходов повлияет на их обучение, на потенциал ребенка, мотивацию, на самооценку, на самовыражение. На что обратить внимание в дальнейшей работе с этими учениками?

 Аблельдинова  Е.Е. :«Результатом проведенных уроков об уроках в 6 Г стало совершенствование  методики преподавания для повышения качества знаний учащихся. Исследование  новых методов и форм обучения, как они влияют на формирование мыслительной деятельности обучающихся. Для этого были применены  приемы группового обучения, с целью активизации деятельности учащихся на уроке.  В классе 25 учеников. Поведение в классе сложное. Многие учащиеся Александр, Калерия, Ира, Никита гиперактивны, а некоторые Рустем, Лолита, Имран наоборот медлительны. Поэтому создание первоначальной коллаборативной среды через деление учеников на группы, используя стратегию «Деление по символам» привело к заинтересованности учащихся и вызвало огромный интерес и включенность в дальнейшие этапы урока.

Использование на уроке активных методов «Говорящая таблица» способствовало лучшему усвоению информации, прием «Перекрестный опрос» или «Баттл» битва по вопросам, где одна группа задавала вопрос другой группе, способствовала активному участию в процессе обучения всех учеников, позитивно повлияло как на уровень мотивации к изучению предмета, так и мотивации к обучению. Готовность выполненного задания учащиеся показывали через прием «Шанырак» (группа протягивает руки к центру стола и скрепляет их в форму купола шанырака юрты). Только после того как все участники группы выполнили этап задания можно было использовать «Шанырак», поэтому этот прием сплотил группу и сильные ученики помогли в выполнении задания ученикам которые медленно работают, тем самым подтянув их на высокий темп.

На закрепление изученного материала был использован прием «Исторический треугольник», каждая сторона которого обозначала задания для групп: 5 ключевых слов по теме урока; 3 определения по теме; 2 объяснения.

В следующей четверти нужно повысить уровень сложности заданий для учащихся с высокой мотивацией, разработать индивидуальные задания.»

Турткарина К.С.: «В отличие от прежних уроков мои новые уроки отличаются тем, что я стала формировать готовность учащихся к практическому использованию имеющихся знаний.. Повысилась активность некоторых учеников (Байдос Нурдаулет, Мамедов Имран, Задорожный Алексей). Хороших результатов добились ученики:Гельман Альмира, Касьянова Е., Жаумбай Р., У Вонсик, Касьянов Д. и другие обучающиеся,получившие оценку «4»и «5» . Поставленные задачи  выполнены полной мере. Нужно продолжать работу по формированию сознательной дисциплины.»

         Нефталиева Р.М: «В процесс LS в 7В классе в качестве наблюдателей были привлечены родители Ангелова Н., Абдалова Л., Фазулетденова И. Уроки биологии, английского языка и физики прошли на хорошем уровне, с выдержанной трёхфазовой структурой урока. Присутствующие заполняли схему наблюдения за «исследуемыми» учащимися, фиксировали все ответы, действия учеников. Наблюдатели передвигались по учебному кабинету, параллельно наблюдая и за другими учениками. Внимание наблюдателей не сконцентрировано на учителе, а лишь только на учениках, и их действиях. Попутно наблюдатель мог фиксировать вопросы, которые он может задать своему ученику по окончании урока. При анализе уроков были обсуждены  этапы или отдельные моменты, не до конца или неэффективно сработанные. Сформулированы рекомендации на будущее: критерии оценивания работы учащихся должны быть визуально доступны (вывешивать на доске или чётко прописывать в личных листах оценивания), при планировании творческой работы (постер, кластер, ОСК) обратить внимание на увеличение необходимого для работы времени, учебную рефлексию урока проводить в устной и письменной форме.»

По окончании проведенного нами исследования у ребят уже наблюдается прогресс в следующих аспектах:

Ученик А: признает, что решение проблем легче, если есть с кем их обсудить.

Ученика В:  контролирует внимание, понимает чувства других, помогает и подбадривает; обсуждает когда и как выполнять задания;  может рассказать о том, как они сделали что-то или чему они научились, осознает, что самооценка собственных знаний должна быть объективной; становится инициатором заданий.

Ученика С : контролирует прогресс, может самостоятельно выступать в роли спикера от группы; стойко переносит трудности; может решать социальные проблемы с ровесниками; понимает свою роль в группе; знает собственные возможности.

На этом основании можно сделать вывод, что нашими учениками сделаны первые шаги к саморегулируемому обучению.

Следующим  этапом является обсуждение  и первоначальное планирование новых урока. Один из наиболее ценных  этапов в проведении исследования. Необходимо помнить, что обязательное условие роста профессионального мастерства это понимание, анализ и размышление над тем, что мы делаем. Однако,  в любом случае учиться только на своей практике сложно и не всегда эффективно. Например, для таких целей конструктивное обсуждение урока с коллегами может быть очень полезным.  В ходе обсуждения были даны различные рекомендации. Учителя отметили, что в группах  ребята начинают внимательно присматриваться друг к другу, у них быстрее развивается критическое мышление, они учатся признавать свои ошибки не стесняясь, пытаются учиться самостоятельно, подчеркивают способности и вклад других членов команды. Все высказанные учителями-наблюдателями замечания, рекомендации, предложения складывались в некий алгоритм действий на следующем уроке, а затем и в последующей практике учителей.

Аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Это побуждает нас осознавать вещи, которым мы обычно не придавали значения, так как они либо нами «отсеивались», либо сохранялись как подразумеваемые знания.

По итогам 2 четверти качество в 5 Г классе с 22,2% поднялась на 36%, в 7 В классе — с 21.7% поднялось до  53.8%. Очень важно, чтобы идеи получали свое реальное воплощение в конкретных классах. Учителя сегодня нуждаются в обучении и поддержке, в частности в углублении понимания вопросов планирования конкретных уроков, которые связаны с высокой познавательной потребностью и потенциальными проблемами управления классом при использовании методов, ориентированных на учеников.

Акпарова Жанар Егимбаевна

ЗДУМР школы-лицея №15

г. Нур-Султана

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*