Home » доклад » Развитие творческого мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт

Развитие творческого мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт

«Грамотным будет тот человек, который научится учиться,
 а именно — создавать интеллект-карты.»
Элвин Тоффлер

            Стратегия модернизации образования в Казахстане  предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы, в том числе формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня ученик должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания

Интеллект карта, или карты мышления (mind-maps) — это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее удобный перевод — «карты мышления».Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта — это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.

Что они из себя представляют?

Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно.Интеллект-карты (в оригинале Mindmaps) — разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой.

Правила создания интеллект-карт:

-Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

— Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

— Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

— Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

— Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

— Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово.

— Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

— Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

— Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно: сначала анализ уже готового образца, затем совместное составление, затем работа в группе, а уж затем индивидуальная работа дома.

Привожу пример интеллект-карты по теме «Состав слова», которую мы составляли с ребятами вместе. Что мы делали на уроке?  Сначала выявили основные признаки понятия «состав слова» как ключевые ветки будущей интеллект-карты: основа (корень, приставка, суффикс) и окончание. Ключевые ветки задали нам структуру интеллект-карты. Затем класс, разбившись  на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков с помощью системы подобранных мною заданий и тестов. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали, добавляя соответствующие ответвления. Так постепенно выстроилась интеллект-карта. Нераскрытым к концу урока у нас осталось одно из ключевых понятий — однокоренные слова. Продолжить эту ветвь, а также дополнить интеллект-карту рисунками и раскрасить было домашним заданием  детям.
Как показывает мой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее и, главное, эффективнее для самих обучающихся.
Обобщая опыт использования интеллект-карт на уроках русского языка, конечно же, нельзя обойти стороной и трудности, возникшие на уроках. Самое главное — это наличие мотивации. В начале работы многие ученики не понимали ее практической значимости. Теперь, постепенно обучаясь и совершенствуя свое умение, многие составляют интеллект-карты даже тогда, когда это не обязательное задание.

Еще одна трудность — критерии оценки интеллект-карты. Мы с ребятами создали оценочный лист, в который вошли следующие критерии:

— полнота включенной информации;

— правильность в отборе и распределении информации;

— наличие образов, символов;

— графическое выделение информационных блоков;

— установление взаимосвязей между блоками.
Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.  Интеллект-карта становится алгоритмом рассуждения и доказательства, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Обычная наглядность ожила, заговорила.
Составление интеллект-карты — это графический способ организации учебного материала. Данная система работы охватывает большее количество информации, чем можно получить во время обычной письменной работы.

Использованные ресурсы:

на сайте http://www.mind-map.ru/

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view

 

Молдашова Айжан Абилькасымовна,

учитель русского языка и литературы,

№ 4 областная школы-интерната для

одаренных детей им. Е. Ауельбекова

г. Кызылорда

 

 

 

 

 

 

 

 

3 комментария

  1. *Назерке

    Жарайсыз апай

  2. Жанат Ибраева

    Очень эффектная наглядность, обязательно использую в своей работе.

  3. *Назерке

    Керекти малимет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*