Home » Учебно-методические материалы » Формирование самостоятельности музыкального мышления учащегося в классе обязательного фортепиано

Формирование самостоятельности музыкального мышления учащегося в классе обязательного фортепиано

Положения методики обязательного фортепиано строятся на фундаменте знания основ теоретической фортепианной педагогики. Естественно, не автоматический перенос методических положений специального фортепиано в условиях нашего предмета, а осмысленное их проецирование рождает новые, типичные для конкретных ситуаций решения, которые и утверждаются в практике как методические принципы обязательного фортепиано.

Предмет изучения — факторы, способствующие развитию  музыкального мышления учащихся на занятиях по обязательному фортепиано.

Цель заключается в рассмотрении методики преподавания обязательного фортепиано, обеспечивающее развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся, как фактора развивающего обучения.

Предмет и цель определили задачи, поставленные в данной работе:

1) охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся данного возраста, которые смогут послужить основанием для эффективного обучения игре на фортепиано;

2) определить пути и средства, обеспечивающие максимальное развитие  музыкального мышления учащихся на занятиях по обязательному фортепиано;

3) разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование методики преподавания обязательного фортепиано в музыкальном колледже.

Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей ученика (при необходимости педагог вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже рекомендуемых основной программой по общему курсу фортепиано). Технический рост и приобретение необходимых исполнительских навыков должно сочетаться с развитием навыка чтения с листа, умения самостоятельной работы с текстом. Поэтому крайне важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого количества относительно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, за­крепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие от музицирования.

Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования, в том числе среднего.

На чем основывается специфика методики обучения игре на инструменте в классах обязательного фортепиано. Каковы предпосылки отличия процесса обучения игре на фортепиано в классах обязательного фортепиано от классов специальных?

Во-первых, учащиеся классов обязательного фортепиано приходят в учебные заведения для приобретения любой музыкальной специальности, кроме специальности пианиста, избранная специальность и является целью обучения в профессиональном учебном заведении. Методику урока, выбор средств воздействия на учащегося в классах обязательного фортепиано будет отличать в первую очередь ориентация на специальность. Еще об одной специфике занятий в классе обязательного фортепиано. Начальное обучение игре на фортепиано в подростковом, раннем юношеском возрасте, несомненно, потребуют глубокого изучения возрастной психологии учащихся и соответственных методических приемов работы с ними.

В-третьих, нужно учитывать число часов в учебном плане, место предмета в бюджете времени учащихся, ограниченные для большинства учащихся возможности домашней проработки заданий.

Главный принцип, на котором основывается работа педагога обязательного фортепиано — обучая игре на фортепиано, воспитывать музыканта данной специальности. Эффективность учебного процесса по курсу фортепиано во многом зависит от систематичности занятий, а также от организации уроков, каждый из которых желательно разделить на две части: одна посвящена работе над фортепианными произведениями, другая — работе над профилирующей литературой. Деление урока поможет создать условия для систематического изучения произведений всех видов.

Избранная студентом специальность – главная цель его обучения, поэтому профилизация не только развивает творческую индивидуальность студента, его способности, активность и самостоятельность, но и помогает его становлению как профессионала (дирижера, хормейстера, музыковеда, вокалиста, оркестранта и др.). В этой связи необходимо выявление специфики содержания, методов и принципов обучения каждой специализации, нахождение единичного и общего в их взаимодействии с курсом фортепиано для разработки новых программ, методов обучения, способствующих совершенствованию учебно-образовательного процесса.

Значительная часть поступивших начинает обучение игре на фортепиано в колледже. Среди них — первокурсник вокального, духового, эстрадного, народного отделений, а иногда и дирижерского. В их числе не только участники самодеятельности, рекомендованные для профессионального обучения, но и выпускники тех детских музыкальных школ, в которых предмет фортепиано не преподается. Поэтому проблемы начального обучения приходится решать и педагогу фортепиано. Учащийся старшего возраста склонен рассуждать, сопротивляться неразумному (по его мнению) замечанию и неубедительным рекомендациям. Его интеллект требует аргументации каждого шага, зримых перспектив и доказательств целесообразности деятельности, предложенной педагогом. Эту психологию подросткового и юношеского возрастов следует постоянно учитывать, уделяя больше внимания стилю отношений с учащимися, контролю за своим поведением, каждым словом, жестом, проявлениями эмоциональной реакции на различные ситуации, возникающие в процессе общения на уроке.

Процесс развития самостоятельного мышления длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на себя, то учащиеся останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти до решения задач, т.е. развивать у учащегося творческую инициативу. В процессе обучения первую роль играет домашняя работа, педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок – образец ежедневной самостоятельной работы дома. Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла.

Итак, что же способствует развитию самостоятельности учащегося?
Это умение читать с листа, транспонировать, играть в ансамбле, аккомпанировать. От своевременного приобретения этих навыков в огромной мере зависят и широта музыкального кругозора, и развитие индивидуальности учащегося. Их отсутствие тормозит освоение новых произведений, задерживает развитие самостоятельности в работе, делает невозможным музицирование, систематическое «чтение» музыкальной литературы и этим препятствует расширению музыкального кругозора и, что важнее всего, созданию питательной среды для развития творческой индивидуальности.

Быть может, недостаточное владение именно этими навыками и является самым мощным

фактором, изолирующим учащегося от мира музыки и тормозящим тем самым формирование и развитие музыкального интеллекта.

Выбор темы данной работы обусловлен тем, что я рассматриваю профессию педагога-музыканта в широком социальном контексте. Не только, как специалиста узкого профиля, но и как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов. Обострившаяся конкуренция между однопрофильными учебными заведениями побуждает преподавателей искать более эффективные приемы и способы приобщения учащейся молодежи к основам профессионального мастерства.

Анализ моей практической работы в классе обязательного фортепиано показал, что особенностью профессиональной подготовки учащихся является ее многогранность. Предметы индивидуального обучения составляют целостный комплекс в формировании истинно культурной, эрудированной личности. Таким образом, свои уроки я строю на единстве образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения и ставлю следующие задачи:

  1. Обучить учащегося профессиональным навыкам, необходимым в его дальнейшей педагогической деятельности;
  2. Развивать самостоятельность, мыслительные способности и творческую инициативу учащегося;
  3.  Воспитывать художественный вкус, развивать творческую индивидуальность, расширять общий кругозор.

Тыштыкбаева Кадиша Габдуллиновна,

преподаватель

ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж

 – музыкальная школа-интернат

для одаренных детей» г.Павлодара.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*