Home » статьи » Алтын ұя

Алтын ұя

В 2019 году Павлодарский музыкальный колледж празднует свой 60-летний юбилей. За годы своего существования данное уникальное учебное заведение выпустило тысячи молодых музыкантов. Многие из выпускников сменили профессию на более «приземленную» и только избранные, сделав свой осознанный выбор делать этот мир чуточку лучше, посвятили жизнь служению музыкальному искусству. Особое место среди них занимает профессор кафедры «Теории и методики музыкального образования» Павлодарского государственного педагогического университета, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, доцент – Баглан Жиеншаевна Кокумбаева.

1 сентября 1969 года. В двери здания Павлодарского музыкального училища имени П.И Чайковского вошла хрупкая, небольшого роста, большеглазая 15-летняя девочка. Еще пол года назад она и представить не могла, что будет учиться на отделении «Теория музыки», заниматься любимым делом — музыкой. Пока она поглядывала по сторонам длинного коридора, прозвенел звонок и всех поступивших сверстников повели в класс на занятие. В аудиторию вошли два человека — высокий, улыбающийся, средних лет мужчина и стройная, энергичная молодая женщина. Так состоялось знакомство с людьми, которые в дальнейшем сыграли большую роль в судьбе юной Баглан. Это были заведующий отделением «Теория музыки» Меттус Артур Александрович и бессменный классный руководитель Кромер Элен Евгеньевна. Чуткие педагоги с первых дней учебы заметили особую одаренность студентки – абсолютный слух, дисциплинированность и стойкий характер.

Закончив экстерном Иртышскую музыкальную школу, основную фундаментальную базу знаний по музыкальным предметам она получила в музыкальном училище под руководством высококвалифицированных педагогов как, Меттус А.А, Кромер Э.Е., Фрейнт А.Н., Быкова Л.Н. А свои музыкальные способности Баглан унаследовала от своих родителей. Мама хорошо пела, отец хорошо играл на различных музыкальных инструментах — балалайка, баян, фортепиано, барабан.

Благодаря своему трудолюбию, своей организованности Баглан успевала учиться и работать. По субботам она ездила в село Алексеевка Щербактинского района, где в доме культуры преподавала уроки музыки. Еще была работа в обществе «Знание» в городе Павлодаре.

В интервью о годах обучения в музыкальном училище Баглан Жиеншаевна вспомнила начало своей статьи «Бытие в мире и бытие с миром», посвященной юбилею своего научного руководителя по кандидатской диссертации профессора, доктора искусствоведения Асии Ибадуллаевны Мухамбетовой. Она начиналась так: «Жизнь – странная штука. Мама рано ушла из этой жизни. И, словно пытаясь возместить невосполнимую утрату, Судьба дарила (и продолжает дарить!) встречи с необыкновенными, духовно богатыми и душевно щедрыми людьми. Их очень много. О каждой подобной Личности можно много говорить и писать. Даже простое перечисление имен займет немало времени и места…..

Эти слова применимы к очень многим людям, с которыми сводила меня судьба. В музыкальном училище у нас преподавала Людмила Николаевна Быкова, которая с большим увлечением проводила занятия, посвятив весь семестр И.С.Баху. Запоминающимися были уроки Адольфа Николаевича Фрейндта и Артура Александровича Меттуса. Почетное и, пожалуй, первое место по значимости занимает в этом списке классный руководитель Элен Евгеньевна Кромер. За показной строгостью нашего наставника скрывалась богатая и чуткая душа, открытая к каждому из нас, так что ее с полным на то основанием можно охарактеризовать как классную маму. Будучи требовательной к своим ученикам, Элен Евгеньевна в то же время искренне и заботливо опекала своих подопечных. Что касается лично меня, Элен Евгеньевна убедила и меня, и моего отца в том, что я обязательно должна учиться в консерватории. Тем самым, Элен Евгеньевна не только помогла выстоять в пору взросления, заменив рано ушедшую маму, но и открыла дорогу в профессиональное будущее».

После окончания музыкального училища ей предложили продолжить обучение в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Но судьба распорядилась так, что в 1973 году Баглан поехала учиться в Алматинскую консерваторию имени Курмангазы, где она встретила «Учителя, который стал ей не только научным руководителем, но и наставником по жизни, относившийся к ней по-матерински» (по выражению Баглан). Это ученый с мировым именем, доктор искусствоведения Асия Ибадуллаевна Мухамбетова. Под ее руководством в 1989 году Баглан защитила диссертацию по истории казахской музыки и получила звание кандидата искусствоведения.

В 1978 году, после получения высшего образования, началась педагогическая деятельность Баглан Жиеншаевны – работа на родине, в Иртышской музыкальной школе. А в 1986 году ее трудовая деятельность продолжилась в Павлодарском педагогическом институте, где начав с преподавателя, продолжила в качестве заведующей кафедры «Музыки и пения». После слияния педагогического института с индустриальным институтом в Государственный университет имени С.Торайгырова стала доцентом кафедры, затем профессором университета.

В 2004 году Баглан Жиеншаевна защитила докторскую диссертацию по специальности «Религиоведение, философская антропология, философия культуры», получив ученую степень –  доктор философских наук.

Профессора Кокумбаеву Б.Ж. с уверенностью можно назвать одним из выдающихся ученых, внесших вклад в развитие казахстанской музыкальной науки, но и культуры в целом. На протяжении 40 лет неустанно занимается педагогической деятельностью, воспитывая подрастающее поколение. Активно ведет занятия у магистрантов Павлодарского Государственного педагогического университета по дисциплинам: «Музыкознание», «Теория и практика научно-исследовательской деятельности», «Методология музыкального  образования». Научный руководитель по диссертационным исследованиям. Автор свыше 120 научных трудов и статей, посвященных вопросам музыкального искусства и музыкального образования, культурологии, философии, в том числе учебные пособия «Введение в культурологию», «Культурология тенгрианского искусства», учебник «Мәдениеттану негіздері», Музыка мәдениеті мен өнер терминдерінің орысша-қазақша-ағылшынша сөздігі,   «Казахско-русско-английский, русско-казахско-английский словарь терминов по музыкальной культуре и искусству» (в соавторстве), монографии «Онтология культуры», «Духовная культура великой степи и современность» (в соавторстве).

У казахов существует выражение «Алтын ұя» (золотое гнездо). Бесспорно, Павлодарский музыкальный колледж является тем самым «Алтын ұя» для тысяч студентов вот уже 60 лет, откуда набравшись знаний, выпускаются молодые музыканты, словно птенцы, вылетающие из гнезда. Дальше у каждого из них своя дорога, но чувства любви и благодарности к «Алтын ұя» остается с ними на всю жизнь, как у многоуважаемой Кокумбаевой Баглан Жиеншаевны.

Шапиева Галия Магзумовна,

музыковед, преподаватель отделения «Теория музыки»

ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж-музыкальная школа-интернат для одаренных детей»

города Павлодара.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*