Home » Математика » Развитие школьного математического образования в Казахстане: состояние и перспективы

Развитие школьного математического образования в Казахстане: состояние и перспективы

Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаешь,

И любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский

 

Современный этап перестройки системы образования выдвигает повышенные требования к профессиональной подготовке учителя, его педагогическому мастерству, компетентности, эрудиции, интеллектуальности и общей педагогической культуре. Это обусловлено существенными изменениями в системе  образования РК, вызванными его переориентацией на идеи гуманизма. Главным в образовании стала личность обучающегося, ее становление, которое достигается, изменяя межличностные отношения, применяя новые технологии обучения и педагогические диагностики, управляя процессом обучения, чтобы обучающийся был не только объектом обучения, но и субъектом процесса собственного учения.

На основании анализа работы с молодыми специалистами-выпускниками ВУЗов  выявлено, что учителя имеют достаточные теоретические знания. Педагогический труд сложен сам по себе, но особенно сложен он в наше чрезвычайно динамичное время, поэтому молодым учителям необходимо оказание большого внимания. Помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе, выявить затруднения в пед. практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе, формировать творческую индивидуальность молодого учителя ни это ли важно в начальный период формирования молодого учителя. Из опыта своей работы хотелось бы отметить, то что молодому специалисту нелегко проявить себя во всех формах работы учителя. Вместе с начинающим учителем необходимо глубоко проанализировать учебные программы и пояснительные заиски к ним, провести разъяснительную работу при составлении тематических и поурочных планов, совместно подготовить материалы для контрольных работ, провести анализ и коррекционную работу, обязательно учесть взаимопосещения уроков с тщательным анализом и обсуждением. Отсюда вытекает, что на фоне достаточно полного теоретического изучения профессионально-педагогической направленности специальных математических дисциплин отсутствует практическая направленность курса «Методика преподавания математики», либо курс МПМ слишком далек от школьного курса математики, либо носит привязанный, рецептурный характер, в результате молодые учителя оказываются беспомощными в постоянно меняющейся школе. Они не в состоянии адаптироваться к профессиональной деятельности.  Следующая немаловажная проблема, с которой встречается выпускник ВУЗа – это незнание нормативных документов, регламентирующие работу учителя.

Текущий этап развития среднего образования выдвигает повышенные требования к профессиональной (особенно предметной) подготовке учителя, вооруженного новейшими методиками и технологиями обучения, творчески мыслящего созидателя учебного процесса.

В настоящее время в теории и методике обучения математике технологические подходы связывают, как правило, с изучением основных единиц содержания учебного материала: усвоение определений; теорем; решение задач и т.д. Однако учебный процесс, реализованный преимущественно через основную его форму — урок, многофункционален. Наряду с усвоением математических знаний, учитель математики осуществляет и мотивацию учебной деятельности школьников, и контроль за качеством как усваиваемых, так и усвоенных ранее знаний, и диагностику сформированности тех или иных способностей, качеств личности обучаемых. ЕНТ, по моему, не выявляет истинных знаний учащихся, а проходной балл  для поступления в пед. ВУЗ должен быть не меньше, чем в престижный ВУЗ. На сегодня необходим интенсивный обмен передовым опытом функционирования, преемственность и интеграция различных образовательных систем в XXI веке с целью выявления эффективных методов, форм и технологий обучения математике, определения их оптимального содержания, развитие личности и формирования культуры полноценных членов мирового сообщества.

Разрешение противоречии между высоким уровнем требований к объему и уровню профессиональных умений, определяемых Государственным образовательным стандартом и квалификационными характеристиками с одной стороны и  возросшими требованиями к качеству математических знаний, умений с другой стороны, а также уменьшение учебных часов на изучение математики является актуальным.

В последнее время широко обсуждается переход от квалификационной модели учителя к компетентностной, то есть ориентированной на динамично развивающуюся сферу профессиональной деятельности. В компетентностной модели учителя цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Такой подход охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как коммуникация, рефлексия, самоорганизация, готовность к познанию, социальные навыки и др.

Если в условиях общеобразовательной школы будут созданы необходимые условия целенаправленной и систематической работы с молодым учителем по совершенствованию его практических навыков, то это будет способствовать росту педагогического мастерства молодого учителя.

 

Сураганов Актан Узакбаевич,

учитель математики и физики

КГУ «Иртышская СОШ №4»

Иртышского района

 Павлодарской области.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*