Образовательная область: Коммуникация. Познание.
Разделы: Ознакомление с окружающим миром и экология
Цель: Учить детей различать, сравнивать, правильно называть овощи и фрукты. Закрепить у детей представление об осени.
Билинг. компонент: Овощи-көкөністер,фрукты-жемістер (алма, алмұрт, пияз,
картоп, қырыққабат)
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки, пожмем руки друг другу и подарим друг другу улыбку свою, тепло, нежность и любовь. И это тепло, нежность и любовь, передалим нашим гостям. (Дети дуют на лодоши и здороваются с гостями)
-Сәлеметсіздер ме, құрметті қонақтар!
Воспитатель: Дети,кто знает, скажите мне, какое сейчас время года ?
-Осень.
-Правильно! А как на казахском языке осень?
-Күз мезгілі.
-Жарайсыздар, өте жақсы! А какая погода?
-Солнечная, пасмурная, дождливая.
-Правильно, а вы хотите пойти на экскурсию в осенний сад и огород?
-Да, хотим
Воспитатель предлагает построится в одну шеренгу паровозиком. И тут музыка включается. Делают круг и останавливаются возле сада.
Воспитатель: Вот и мы пришли в осенний сад. Посмотрите сколько много деревьев, и так все красиво! Листья начинают менять свою окраску. Становится золотистыми, красными, желтыми. Идут часто дожди, дуют ветры и на землю постепенно начинают падать листья. На деревьях созревают фрукты, и все люди собирают урожай на зиму.
Кто скажет, что там на деревьях созрело?
- Яблоки, груши, персик, сливы.
- Правильно! А какие они на вкус?
- Вкусные, сочные, бывают кислые.
- Правильно, молодцы! Фрукты бывают разных сортов и цвета. А листья
осенью приобретают какие цвета?
-Разноцветные, золотистые, желтые, красные, коричневые.
— Правильно! Молодцы, ребята! Какое прекрасное время года — осень!
А кто знает стихотворение про осень?
1 ребенок: Листопад, листопад,
Листья кружатся, летят.
Мы букеты собираем,
И на праздник отнесем.
2 ребенок: Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло,
Голые кусты.
3 ребенок: Светит солнышко, в окошко
Светит в нашу комнату,
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Воспитатель: Ребята, немного отдохнем. Мы с вами побывали в саду.
А сейчас мы отправимся в огород.
-Дети, что же созрело в огороде? Кто назовет?
-Капуста, морковка, картошка, луковица, свекла.
-Правильно, здесь в корзине (морковка, картошка, луковица, капуста, свекла). Давайте мы с вами назовем их на казахском языке.
-Сәбіз, пияз, қырыққабат, қызылша, картоп.
-Молодцы, все правильно! Ребята, овощи — это көкөністер. Давайте повторим вместе.
-Жарайсындар, балалар! Дети, я вам загадаю загадки про овощи, а вы разгадайте. Слушайте очень внимательно.
Кто раздевает, тот слезы проливает. Что это? (луковица-пияз)
Красная девица, сидит в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковка-сәбіз)
Сто одежек и все без застежек. Что это? (Капуста-қырыққабат)
Фрукты растут на дереве, а овощи растут в огороде или на полях.
Давайте мы с вами поговорим про овощи и фрукты. Что можно приготовить из фруктов?
-Варенье, соки, компот, джем и сухофрукты.
-А из овощей что можно приготовить?
-Из капусты — борщ (супы), из морковки – салат, из картошки – пирожки, пюре, жаркое.
-Правильно, вам понравилась наша экскурсия? А сейчас нам пора возвращаться в группу (звучит музыка).
-Дети, сегодня все вы отвечали на вопросы, все вы молодцы!
Я очень довольна вами. Наше занятие закончилось, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Бакытжанова Мирагул Аманоллиевна,
учитель русского языка 1 категории