Home » статьи » Правоотношения, возникающие во время учебного процесса в школе

Правоотношения, возникающие во время учебного процесса в школе

Переступив порог школы, учащиеся и их родители вступают в правоотношения, регулируемые законодательством Республики Казахстан в области защиты прав и обеспечения благополучия детей.

Следует отметить, что такими нормативно-правовыми документами являются:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Республики Казахстан;
  • Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье»;
  • Обновленный Закон «О правах ребёнка в Республике Казахстан»;
  • Закон «Об образовании»;
  • Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»;
  • Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила);

В системе правоотношений одним из актуальных вопросов является посещение занятий обучающимися. Проблемы возникают, зачастую оттого, что ученики средних и старших классов, пропуская занятия во время учебного процесса, ввязываются в неприятные ситуации, совершая правонарушения.

Рассмотрим подробнее, как на законодательном уровне регулируется данный вопрос. В частности, статьей 27 Конституции Республики Казахстан определено, что «забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей». Следует понимать, что основная обязанность родителей – дать детям должное воспитание. Получение общеобразовательных знаний также входит в эту норму.

Но, к сожалению, в существующей практике участились случаи безнадзорности детей, когда они не посещают школу исключительно по вине своих нерадивых родителей, отдающих предпочтение спиртным напиткам и аморальному поведению. Как правило, такие семьи находятся на особом контроле полиции по делам несовершеннолетних.

В этой связи следует знать, что неисполнение обязанностей по воспитанию детей влечет за собой административную ответственность согласно статьи 127 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях (далее по тексту — КоАП). Невыполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет за собой штраф в размере трехмесячных расчетных показателей (далее по тексту — МРП), а за повторное совершение в течение года после наложения административного взыскания сумма штрафа составляет шесть МРП, либо административный арест до пяти суток.

В каждом регионе созданы свои специальные комиссии, где рассматриваются подобные случаи индивидуально по каждому ребенку.

Вместе с тем часть 3 статьи 70 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» гласит: «Родители обязаны обеспечить получение ребенком обязательного среднего образования». При ненадлежащем исполнении этих обязанностей они привлекаются к административной ответственности.

Административное законодательство с 2010 года вводит ответственность для родителей, чьи дети без сопровождения последних в позднее время суток находятся вне дома.

Родители, которые хотят воспитать детей законопослушными и добросовестными гражданами, обязаны соблюдать вышеуказанные требования.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 49 Закона РК «Об образовании» родители обязаны обеспечивать посещение детьми занятий в учебном заведении.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области образования, родителями или иными законными представителями предусмотрена административная ответственность частью 2 статьи 409 КоАП в виде штраф в размере 5 МРП.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что в целях обеспечения права ребенка на благоприятные условия для жизни, школой может проводиться рейд на предмет соответствия жилищно-бытовых условий.

Конституцией Республики Казахстан (статья 23) за каждым гражданином закреплено право неприкосновенности жилища. Однако данная норма предписывает возможность проникновения, производство  его осмотр, в случаях предписанных законом.

Согласно части 2 статьи 70 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» родители, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития.

В этой связи, при осуществлении рейда родители не должны препятствовать в доступе к жилищу представителям школы, отдела опеки и попечительства и других государственных органов, действующих в интересах несовершеннолетних.

В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий (далее по тексту — ЖБУ) педагогами проводится в случаях:

  1. Систематического нарушения ребенком дисциплины, правил поведения. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
  2. Ребенок изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
  3. Ребенок усыновляется (проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка).
  4. Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
  5. Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
  6. Когда педагог обнаруживает у ребенка бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ. В эту комиссию могут входить директор школы, социальный педагог, школьный психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, представитель органов опеки и попечительства, участковый полиции.

У представителей организаций образования, в частности, школ есть обязанность сообщать о фактах насильственных действий в отношении несовершеннолетних. Так статья 127-1 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере десяти МРП за несообщение работниками организаций образования в правоохранительные органы о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в организациях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также о фактах, ставших им известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения, если эти деяния не содержат признаков уголовного наказуемого деяния.

Работа по профилактике правонарушений в школе проводится по различным направлениям: профилактическая работа с родителями, воспитательная работа с учащимися и организационно-методическая профилактическая работа. Большое внимание уделяется воспитанию гражданских качеств личности, таких как патриотизм, ответственность, чувство долга, уважение и интерес к истории.

Воспитание ребёнка начинается дома, а его образование и социализация в обществе происходит в школе. При построении конструктивного диалога, основанного на правоотношениях между школой и родителями, можно достигнуть общей цели, которая будет направлена на благо ребёнка.

Аблашова А.Б.,

директор КГУ ОШ №100

г. Алматы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*