Home » Детский сад » Роль интеллектуально-познавательных игр в развитии творческой личности дошкольника

Роль интеллектуально-познавательных игр в развитии творческой личности дошкольника

 

                                       «Без игры  нет,   не  может  быть  полноценного умственного развития.  Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости и любознательности

умственного  развития.  Игра  –  это  искра,

зажигающая  огонек  пытливости  и

любознательности».

                                                                                              В.А. Сухомлинский.

 

Для современной образовательной системы проблема умственного,  интеллектуального развития очень важна. Необходимо грамотно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. Для начала выдвигается задача формирования творческой личности, которая умеет активно проявлять умственные способности. Закладка такого фундамента происходит в дошкольном возрасте.

Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме  знаний.  На  первый  план  выдвигается  задача  формирования  творческой  личности, умеющей активно  проявлять  умственные  способности.  В  дошкольном  возрасте  происходит закладка такого фундамента.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка дошкольного возраста — творчески развитого, целеустремленного, предприимчивого, умеющего самообразовываться, с высоким уровнем развития психических познавательным процессов. Этому способствует игра – один из основных видов деятельности детей.

Исследования психологов всего мира давно доказали, что человеку, у которого не было возможности в детстве вдоволь общаться и развлекаться с другими детьми, будет непросто находить общий язык с окружающим миром. Раннее развитие множества комплексов и интеллектуальный дефицит объясняется недостаточностью общения дошкольников и детей начальной школы с родителями и сверстниками.

В современном мире в дошкольном воспитании большое внимание уделяется игровой деятельности. Игра, можно сказать, является средством диагностики психического состояния ребенка и его личностного развития. Посредством игровой деятельности у ребенка формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, умение проводить самооценку и самоконтроль.

Использование интеллектуальных и познавательных игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом развитии. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Одной из самых популярных форм организации воспитательной работы с детьми в последнее время является интеллектуально-познавательная игра.

Интеллектуально-познавательная игра — вид игры, основывающийся на применении играющими своего интеллекта и/или эрудиции; индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления (часто — в условиях ограниченного времени и соревнования).

Основной функцией интеллектуально-познавательных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Кроме того, интеллектуально-познавательные игры ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. В процессе такой игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, память, стремление к знаниям, дети пополняют запас имеющихся у них понятий, познают, запоминают, узнают новую для себя информацию, учатся ориентироваться в необычных для себя ситуациях и применять на практике полученные знания, развивают фантазию, коммуникационные способности, у них формируются навыки исследовательской и проектной деятельности, воспитывается чувства коллективизма и ответственности за общее дело.

С точки зрения педагогики, интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом, особенно когда они организуются как система. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний.

«Интеллектуально-познавательные игры – это игры которые моделируют творческий процесс и создают свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов» (Борис Павлович Никитин). Почти каждая игра может быть интеллектуальной, познавательной и развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

Нашей целью является:

Формирование интеллектуальной, творческой личности дошкольника через игровую деятельность.

Задачи:

— развивать у детей познавательный интерес, любознательность

— развивать память, воображение, внимание, креативность мышления, речь детей, обогащать их словарный запас

— развивать у дошкольников умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов

— развивать способность предвидеть результат своих действий

— формировать у детей через игру представления об окружающем мире

— развивать у детей способность соблюдать правила игры, аккуратность при обращении с игрой

— развивать у детей чувство доброжелательности, взаимопомощи

— развивать мелкую моторику при работе с материалом интеллектуальных и развивающих игр.

В основу интеллектуальных, познавательных и развивающих игр заложены три принципа обучения — это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

Интеллектуально-познавательные игры имеют широкий диапазон трудности: есть игры, доступные 2-3 летнему малышу, есть игры, непосильные взрослому. Работу можно начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые задания, далее постепенно переходят к более сложным заданиям.

Наблюдая за процессом игры психолог выявляет у детей осознанность, визуальное восприятие, поведение внутри группы, мотивированность. Занятия развивают у детей терпение, внимательность, зрительное восприятие, способность планировать, управлять своим временем. Если в дошкольном возрасте привить ребенку такие навыки, то в школе обучение будет комфортнее.

Система интеллектуально-познавательных игр в дошкольном возрасте рассчитана на разделение по возрасту, индивидуальной подготовленности, а также с учетом учебной программы в перспективе. Нет необходимости требовать от четырехлетнего ребенка участвовать в соревнованиях или же пытаться вообразить то, чего он не знает. Потому что игры, требующие такие умения, как стратегическое планирование и расчеты на много ходов вперед, могут вызвать в ребенке чувство безысходности.

В данное время настолько богат, занимателен интеллектуальный и   развивающий материал, а также доступен в практическом применении. Разработчики интеллектуальных игр для детей дошкольного возраста создают настолько веселые и занимательные игры, что порой не каждый взрослый устоит перед ними. Разработанная ими системы работы с дошкольниками представлены в игровой форме. Это – игры-путешествия, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи,  логические игры,  которые мы успешно применяем в своей работе.

В современном мире интеллектуально-познавательных игр большое разнообразие. Только взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить успешное развитие детей, ведь родители лучше всего знают возможности своего ребёнка.

Еще раз, говоря о значении игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

Тультаева Гульден Рахимжановна,

психолог я/с № 83 «Жансая»

9 комментариев

  1. Очень интересная статья

  2. Спасибо вам огромное за то что писали полезная статья ! Я всегда наблюдаю ваших работ и ценю этого. Вы очень громадная, талантливая и вы сумеете их правильно использовать это здорово)) желаю вам много достижение и воплощение!!!

  3. Ойын Мен омир! Бул екеуиде бир тутас дуние,
    Бала ойна аркалы омирди уйренеди. Мысалы турли мамандыктардын ишинен даригерди алсак бала соны ойнау аркылы поценттер мен карым катынасты уйренеди озин устау уйренеди, ал мама ролин алсак болашакта ана болуга дайындалады. Гульден Рахимжанкыз сиз оте озекти такрыпты котердиниз уйткени казирги танда балалар оте галамторга берилген тагы сабак оте коп ,кружоктар дегендей. Спасибо вам огрoмное за то что писали полезная статья ! Я всегдa наблюдаю ваших работ и ценю этого. Вы очень громадная, талантливая и вы сумеете их правильно использовать это здорово)) желаю вам много достижение и воплощение!!!

  4. хорошо написано молодец!!!!

  5. Согласен с автором ,хорошая статья

  6. Сауле Тулегеновна

    Замечательная статья. Можно использовать в качестве методического пособия для начинающего педагога. Действительно воспитание и обучение через игры развивает в детях желание самообучения, что очень важно. Детей надо направлять и научить Учиться, ведь ЭТО -главная задача педагога.

  7. Спасибо за статью, очень полезна начинающему учителю. может ему служить методическими рекомендациями. Через игры учитель исполняет свою главную роль: УЧИТ ученика Учиться самому!

  8. Очень хорошая статья, мне понравился,автор молодец

  9. Светлана

    Очень познавательная статья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*