Home » Начальная школа » С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Всему свое время

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Всему свое время

 

 (урок литературного чтения в 3 «г» классе)

 

 Цели обучения, которым посвящен урок:                                                                                       

3.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки/ выражения из сказок, невербальные средства речи

3.2.4.1 Понимать и определять жанровые

особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни.

Развитие навыков:

1.4. Привлечение внимания слушателя

2.4 Определение жанра литературного произведения

  Предполагаемый результат: 

     Все учащиеся смогут:

— читать и понимать смысл пословиц и поговорок;

— понимать отличие сказки от рассказа, стихотворения, басни;

    Большинство учащихся смогут:

—  использовать в речи пословицы и поговорки;

—  понимать и определять жанровые особенности народной и

литературной сказки;

    Некоторые учащиеся смогут:

—  использовать в речи выражения из сказок и подбирать пословицы и

поговорки для привлечения внимания слушателей;

—  понимать и определять жанровые особенности народной и

литературной сказки, сравнивать их.

  Задачи урока:

       Образовательные:

  • раскрыть стороны профессиональной деятельности С. Я. Маршака;
  • дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
  • развивать навыки осознанного выразительного чтения;

      развивающие:

  • учить обобщать и делать выводы,
  • развивать умение рассуждать;

     воспитательные:

  • расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.

-Школьный звонок звенит, заливается!
Урок литературного чтения  для нас начинается!

— Ребята, поприветствуйте наших гостей.

Мы спешим сказать всем – «Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!”
Чтоб пожелать Вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!
Удач, успехов и везенья!”,
Чтоб пожелать всем Вам
Прекраснейшего настроения.  

  1. Актуализация раннее изученного.

  Проверка домашнего задания.  

задание творческого характера – сочинить свою

загадку или стих на тему «Времена года». (Оценивание.)

  1. Цель нашего урока – научиться:

— использовать в речи пословицы и поговорки;

— понимать и определять жанровые особенности народной и

литературной сказки.

  1. Изучение нового материала.
  2. Целеполагание

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С. Я. Маршака. (слайд)

  1. Введение в тему.

— С. Я. Маршак один из самых известных детских поэтов. Его стихи сопровождают нас на всех дорожках детства изо дня в день. Только мы не всегда думаем об этом, не замечаем. Давайте совершим маленькое путешествие в самое раннее детство.

— Три года тому назад вы пришли на занятия в школу. Каждый ребёнок, переступая порог школы, знакомится с произведением С. Маршака «Весёлый счёт. Путешествие от А до Я.»

— Какие ещё произведения С. Я. Маршака вы знаете?  (слайд)

3.Вступительное слово учителя.

— С. М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором журнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.

  1. Биография С. Я. Маршака. (Работа с одаренными учениками)

(Работа в группе-1.) Вставьте пропущенные слова в пословицы.

1-я группа.

 (Декабрь)… год кончает, зиму начинает.

  (Январь)… году начало, зиме середина.

(Февраль)…силён метелью, а (март)… капелью)

-Назовите названия этих  месяцев на казахском и английском языках. Проверьте свою работу. (слайд ) (Оценивание)

2-я группа. 

 (Апрель)… с водою —  (май)… с травою.

(июнь)… с косой по лугам прошёл, а (июль)… с серпом по хлебам побежал.

Что в (августе)… соберёшь, с тем и зиму проведёшь.

-Назовите названия этих  месяцев на казахском и английском языках.  Проверьте свою работу. (слайд ) (Оценивание)

3-я группа.

(Сентябрь)… пахнет яблоком, (октябрь)…- капустой.

(Ноябрь)... ворота зимы.

-Назовите названия этих месяцев на казахском и английском языках. Проверьте свою работу. (слайд ) (Оценивание)

— Какие слова мы вставили?

Сколько в году месяцев? –Как число двенадцать звучит на казахском и английском языках?

Так о какой сказке пойдет речь? «Двенадцать месяцев». (слайд)

  1. Рассказ учителя.

Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года.

Маршак писал сказку в годы Великой Отечественной войны (в 1942—43 годах) для МХАТа.  Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам сказки в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации. В 1972 году на киностудии «Ленфильм» был создан 2-х серийный фильм-сказка.

— Вам знакома эта сказка?

— Вы читали её сами, или вам читали взрослые?

— Кто видел мультфильм?

— О чем эта сказка?

Автор часто говорит о том значении, которое он придает труду в своем произведении: «Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».

  1. Физминутка

— Представьте себя в роли актеров.

— Мальчики, покажите нам бравого солдата. Помаршируйте. Покажите, как отдают честь.

— Девочки, представьте себя придворными дамами. Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева.  Изобразите реверанс.

— А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.

— Уже наступила зима. Как говорится в пословице «Мороз не велик, а стоять не велит». Покажите, что вам холодно, вы замерзли.

— Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или домашний камин. Изобразите это действие.

— А теперь поаплодируйте себе.

— Спасибо. Тихо садимся на места.

  1. Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с. 31

— Рассмотрим, из чего состоит композиция. (слайд)

— Какие пояснения даны автором?

— Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

— Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые

он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

6.Словарная работа.

-В сказке  встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:

Падчерица,  дровосек, бровастый (слайд)

  1. Чтение произведения учителем.

8.Проверка первичного восприятия.

— Докажите, что это сказка. Перечислите героев сказки. Кто из героев вам больше понравился? Чему учит сказка?

-Ребята,  а сейчас вам надо охарактеризовать главных героев.

  1. Игра «Перепутанные лепестки» (работа в группе-2)

-Выберите слова, которые подходят для характеристики вашего действующего лица: настойчивый, умная, капризная, степенный, терпеливая, трудолюбивая, упрямая, добродушная, отзывчивая, спокойный, спокойная, чуткая, жестокая, своенравная, ласковая, вспыльчивая, умный, терпеливый, скромная

1-я группа: – мачеха   2-я группа: – падчерица   3-я группа: – сестра (дочь мачехи)

— Когда происходят события сказки?         Говорят, под Новый год, что ни пожелается, Все всегда произойдет, Все всегда сбывается!

  

  1. Итог урока.

— С каким произведением мы начали знакомство на сегодняшнем уроке?

— Кто его автор?

— Вам интересно узнать, как будут развиваться события?

— Продолжение сказки мы будем читать на следующем уроке.

Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

/оценки/

  1. Домашнее задание.

с. 31-34 читать.

Сделать афишу к сказке

  1. Рефлексия.

*Кто считает, что цели, которые вы ставили в начале урока вы достигли-возьмите раскрывшиеся подснежники и поставьте в корзину.

*Кто не полностью справился, возьмите только что распускающие свои лепестки подснежники.

*А кому надо поработать-возьмите стебель и поставьте в корзину.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Наш урок хочу закончить словами поэтессы Маргариты Алигер                                                           

«…Если ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…»

 

Колесова Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

Подстепновской №1 ОСОШ,

 ЗКО, Теректинского района

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*