Home » Новости » Применение игровых  технологий  на уроках русского языка в начальных классах с казахским языком обучения

Применение игровых  технологий  на уроках русского языка в начальных классах с казахским языком обучения

Сейтжапарова  Анар Саясатовна
Атырауская область, Курмангазинский район
общая средняя школа имени М.Ауэзова 
учитель  русского языка  и  литературы
педагог-модератор

 

 «Игра – это огромное светлое окно, через которое
                                          в духовный мир ребёнка вливается живительный
                                      поток  представлений, понятий об окружающем
                                  мире.
В.А.Сухомлинский

 

Школа – это мир юности, надежд, радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. С самых первых дней обучения педагоги пытаются создать                в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогают раскрыться способностям каждого ученика.

Нестандартные уроки или уроки с применением игровых технологий (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-практикумы, уроки -праздники, интегрированные уроки) способствуют развитию творческого                    и системного мышления, создают атмосферу поиска при решении различных  образовательных задач.

Такие уроки пробуждают интерес у учащихся к учению. Но именно уроки, на которых обязательно присутствуют творческие игры, расширяют кругозор и творческую фантазию, обогащают словарный запас, развивают речь; различные игровые ситуации поддерживают у учащихся в течение всего урока интерес, активность, удерживают внимание, снимают усталость.              Известные педагоги прошлого и современности (И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Я.Корчак) считали феномен игры уникальным явлением: являясь, по сути своей, развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в модель типа человеческий отношений

Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ребенка. Задача педагога – создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере.

В своей работе я бы хотела остановиться на играх, направленных на развитие речи учеников начальной школы.

Изучение русского языка в начальной школе с родным нерусским языком обучение направлено в первую очередь на развитие речевых способностей учащихся, их готовность к обучению на русском языке, развитие монологической и диалогической речи. Реализация задачи владения умения слушания, говорения, чтения и письма во многом зависит от умения учителя использовать в процессе обучения игры.

Обновление содержания образования является новой вершиной для современных педагогов, которую придется брать штурмом. Ведь перед педагогами стоит важнейшая задача: воспитать и обучить таких учеников, которые смогут адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

Целью учебной программы по предмету «Русский язык» является формирование функционально грамотной личности через развитие практических навыков применения языковых единиц в четырех видах деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

На уроках русского языка я использую игры различного типа. Жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры.

Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, игрой -конкурсом на лучшего толкователя слов или сама даю толкование новых слов, а учащиеся называют это слово.

С целью активизации словаря младшего школьника на уроках русского языка можно использовать разные творческие игры. Например: Игра «Кто больше напишет слов?» Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграет.

Игра «Наоборотки» Учитель называет слова, а дети подбирают к нему антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот – победитель.

Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь» Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значения многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению. Например: — с е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать – обижать); — с е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу (примерять – примирять); — с о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым (полоскать – поласкать).

Игра «Краски» Ученики должны вспомнить объекты желтого цвета, черного цвета, белого цвета и т. д.

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты» Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Игра «Собери пословицу» Детям даются карточки с написанными на них словами (на каждой карточке). Каждый из них зачитывает свои слова, и все вместе пытаются из этих слов составить пословицы.

Игра «Угадайте глагол» Класс разбивается на команды. Одна команда придумывает глаголы и изображает движениями, делает вид, что пишет, рисует и т. д., другая пытается отгадать и назвать эти глаголы.

Игра «Кто какой издает звук» Ученики должны подобрать к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Например: Щебечет соловей, сопит ежик, звенит звонок и т. д.

Игра “Что в мешке?”

Учитель приносит  в класс яркий мешок и с загадочным видом сказал:

— Я был в магазине. Угадайте, что я купил?

Дети называют разные предметы, пытаются угадать что в мешке?

— В мешочке лежит ручка.

— Здесь лежит пенал и т.д.

За каждый указанный предмет дети получают по звездочке.

Я считаю, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся. Часто использую данные материалы в начале урока, чтобы настроить детей на восприятие нового материала, или в середине урока, чтобы сменить вид деятельности.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок,   интегрированный   урок и т.д.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к обучению.

В своей работе я попыталась остановиться на небольшой части творческих игр, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Я считаю, что творческие игры на уроках в начальной школе просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Многие педагоги сомневаются – играть или не играть на уроках? Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности и видит в ней своеобразную волшебную палочку, по мановению которой исчезают все трудности образования. Конечно, таких надежд игра не оправдывает. Но не надо переставать верить в силу игры.

Во-первых, любая игра и, в частности, творческая приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию.

Во-вторых, суть любой игры – победа.

Поэтому в игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как настойчивость в достижении цели, упорство, внимательность, усидчивость, память.

В-третьих, творческая игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, помогает раскрыться творческим способностям каждого ребенка.

Л.Н.Толстой говорил: «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…» Эта мысль великого классика актуальна сегодня как никогда.

 

Использованная литература:

1.Журнал «Русский язык в казахстанской школе». 2010г., № 3 (27); №6 (30)

  1. Гарипов Х. Играя – воспитываем // Учитель. – 2007. — № 3. – С. 72-74.
  2. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. – М., 2003. – 128 с.
  3. Рябчикова Т.Б. Грамматика: 1 класс // Начальная школа Казахстана. – 2004. — № 10. – С. 26-28.
  4. Дроздова Ю.Л. Игра на уроках // Начальная школа Казахстана. – 2003. — № 7. – С. 13-17.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*