Home » Детский сад » Зимующие птицы

Зимующие птицы

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.

Задачи: расширять представления детей о зимующих птицах, учить различать зимующих птиц по внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.

Билингвальный  компонент: птицы — құстар, снегирь — суықторғай, синица — сарышымшық, сорока-сауысқан, голубь-кептер (көгершін), дятел-тоқылдақ

Материалы и оборудование: Слайд «Птицы», схемы для описания внешнего вида птиц, разрезные картинки. Загадки о птицах, дидактическая игра «Кто как кричит?», птичья викторина, круги «Эйлера»

Ход урока:

1.Круг радости:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Влево, вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

Начинаем день с улыбки

Все получится у нас!

2.Повторение пройденного материала.

Отгадать загадку:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом-

Все покрылось серебром!

О чем эта загадка? — О зиме.

Что за тройка прилетела? — Три зимних месяца.

Назовите их — Декабрь, январь, февраль

Какой сейчас зимний месяц? — январь

Какие природные явления мы наблюдаем? — Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа

А что бывает только зимой? — Снег

Как одеваются люди зимой?

Какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

Зима не лето, в шубу одета.

Береги нос, в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит…

3.А о ком мы сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку.

Из яйца я родилась

В перышках пушистая

Подросла и поднялась

В небе сине — чистое

Два крыла и клюв стучится

Угадали? Это….. (птица)

4.Беседа о птицах. Каких вы птиц знаете? (Ответы детей)

Птицы — это удивительные существа. Все тело у них покрыто перьями, дышат они легкими и выводят детенышей, откладывая яйца. У них есть клюв, но нет зубов. По величине птицы бывают разные. Есть птицы очень большие и крошечные. Самая большая птица — африканский страус. Высота страуса 2 метра 74 см. Самая маленькая, как бабочка или стрекоза —  это колибри. Птица-муха-вес 1,6 г., длина-5,7 см. Птицы бывают домашние, дикие, перелетные и зимующие, водоплавающие (Дети называют).

— Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Почему они улетают? А какие эти птицы? Назовите перелетных птиц (ласточка, лебедь, грачи, скворец…).

Но не все птицы улетают, есть и такие, которые не улетают, остаются с нами зимовать.

— Как называют этих птиц? — зимующие птицы

— Почему они остались?

  1. Работа на фланелеграфе. Круги Эйлера.

Детям раздаю картинки с изображениями птиц. — Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому кругу вам нужно подойти.

1.Домашние

2.Дикие

3.Перелетные

4.Зимующие

5.Водоплавающие

— Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала опишите ее внешний вид, чем питается, где обитают?

6.Дети начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.

Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо. Свои гнезда устраивают в дуплах мелких птиц, дятлов. Синички уничтожают столько насекомых, сколько весят сами.

Ерасыл: Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды, рябины.

Айару:  Алой кисточкой заря

Красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и  в пургу

Не замёрз он на снегу.

Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. У дятла самый длинный язык. Является лесным доктором. (Стихи читают дети.)

Куаныш: Дятел–доктор лесного царства,

Дятел лечит без медикаментов.

Лечит липы, клёны, ели,

Чтоб росли и не болели.

Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Ильсияр: Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них также немного прока.

Но горда собой сорока.

Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

7.А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

-У человека дети, а у птиц….(птенцы)

-У кошки шерсть, а у птиц….( перья)

-У собаки нос, а у птиц….(клюв)

-У человека руки, а птиц….(крылья)

-Заяц бегает, а птицы….(летают)

-Корова мычит, а птицы…

Включаю аудиозапись«Голоса птиц»

Пение каких птиц вы услышали?(Дети подражают голосам птиц)

-Ребята, оказывается, что разные птицы  произносят звуки по — разному. Вот, например: Гуси гогочут

8.Игра «У кого какой голос?»

кукушка — кукует, сова -ухает, сорока — стрекочет, соловей — поет, голубь — воркует…

9.Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают («клюют»)

Перышки  почистили,

Клювики  почистили (изображают)

Птички летают, птички поют (машут руками)

Зернышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели ( улетают, садятся)

10.Прочитать скороговорки. Ребята, вы любите читать скороговорки?

Как их надо читать?- Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.

1.Воробей, воробей

Лети к кормушке не робей

2.Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

11.Пословицы и поговорки о птицах(Я начинаю, а дети заканчивают)

Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Без птиц — озеро пустеет, без людей — земля сиротеет (казахская)

Птице нужны крылья, а человеку разум.

12.Групповая  работа. Составление рассказов-описаний о птицах  с помощью мнемотаблицы:

1.Название птицы

  1. Где живет?

-в лесу, возле реки (дикая)

-рядом с человеком (домашняя)

3.Размер:

-большой;

-маленький

4.Цвет перьев

5.Длина и форма хвоста:

-длинный;

-средний;

-короткий;

-пышный.

6.Размер клюва:

-прямой;

-изогнутый.

7.Чем питается?

8.Значение в жизни человека, в природе.

Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

-Ребята, кто же сможет помочь  голодающим птицам?

— Люди

— Правильно, птицам на помощь  должны прийти люди. И надо спешить.

— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

— Правильно, можно сделать и повесить кормушки. Но повесить кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

13.Игра «Выбери верное» (на столе на блюдцах -семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)

Учитель: Что мы положим в кормушку? Уберите лишнее, что птицы есть не будут.  У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

— Вот задание команде девочек.

— А вот задание команде мальчиков.

Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

— Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение

14.Закрепление: Коллективный опрос.

Викторина

В воде купался сухим остался (гусь)

Его называют лесным доктором? (дятел)

Самая  большая птица в мире? (африканский страус)

Самая крошечная птица? (колибри)

Сказка о невзрачном птенце, в который вырос и стал прекрасной птицей? (Гадкий утенок)

Сказка, где стая птиц украла братца? (Гуси-лебеди)

Какие бывают птицы? Назовите зимующих птиц.

У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (дятел)

У какой зимующей птицы самый длинный хвост? (сорока)

15.Итог занятия:

Учитель: О каких птицах говорили? Молодцы, ребята! Вы много узнали о зимующих птицах, о кормушках, какой корм можно в нее положить. Вы настоящие друзья птиц!

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Алиева Сагыныш Кудияровна,

учитель русского языка,

ясли-сад №38 «Шаттық»

 

 

 

59 комментариев

  1. Спасибо за урок, очень интересный урок, думаю дети легко воспримут и получат много интересного.

  2. Керемет сабак

  3. Жоғары дәрежеде. Әр ісіңізге сәттілік тілейміз!??????

  4. Спасибо вам за урок ! Очень интересный !

  5. Все просто супеер, я в шоке! Удачи вам!

  6. Интересный познавательный урок!много дидакт и подвижных игр!

  7. Балабақшаға қосқан үлесіңіз үшін Рахмет!

  8. Спасибо за очень познавательный урок.

  9. Очень хороший и полезный урок!

  10. Все круто! Очень полезный урок!

  11. Жаксы сабак екен. Унады?

  12. Тыныштыкбаев Н.Б.

    Спасибо за урок, после таких уроков дети будут близок к природе и бережно относиться к животным. Особенно к птицам. Я считаю что у каждого ребёнка должна быть домашнее животное (напр.: рыба, попугай, голубь, щенок, котёнок) и тогда во взрослой жизни они будут ценит жизнь.

  13. Тыныштыкбаев Н.Б.

    После таких уроков дети будут близок к природе и бережно относиться к животным. Особенно к птицам. Я считаю что у каждого ребёнка должна быть домашнее животное (напр.: рыба, попугай, голубь, щенок, котёнок) и тогда во взрослой жизни они будут ценит жизнь. Спасибо.

  14. Керемет сабақ.Сагыныш апайға рахмет!!

  15. Керемет сабақ

  16. Керемет сабақ болды .Рахмет!!!

  17. Структура урока была логично выстроена. Урок обеспечивает развитие у учащихся всех учебных умений, коммуникативных способнестей. Развивающие и воспитательные задачи решались в единстве с образовательными задачами. В целом урок очень интересный.

  18. Гульбакыт

    Очень интересный урок

  19. Айгерим

    Очень интересный и познавательный урок!!!

  20. Керемет жаксы сабак

  21. Здесь многие методы,спасибо за интересный урок!

  22. Здесь многие методы, спасибо за интересный келе!

  23. Тыныштыкбаев Н.Б.

    После таких уроков дети будут близки к природе и бережно относиться к животным, особенно птицам.

  24. жаркынай

    Рахмет апай, оте кызык екен, балалар коп нарсени уйренеди деп ойлаймын

  25. Сабагын жаксы

  26. Очень познавательный урок

  27. Молодец! Отличный урок!

  28. Алтынай Абубакирова

    Спасибо за урок! Урок очень интересный и познавательный! Дети получат много интересного

  29. Сабагын Жаксы екен

  30. Полезный и содержательный урок. Думаю,
    тема полностью расскрыта, предоставлена разносторонняя информация. Мне понравилось.

  31. Очень интересно

  32. Сагыныш Кудияровна !
    Жарайсыз!!!
    Оте керемет!!!!!!

  33. жаркынай

    рахмет апай, балалар коп нарсени уйренеди деген ойдамын

  34. Керемет????

  35. Керемет сабак екен. Унады

  36. Очень познавателный урок

  37. (жаркынай)*

    рахмет апай, оте пайдалы материал.

  38. Очень интересный урок??

  39. Алтынай Абубакирова

    Очень интересный, познавательный урок. Надеюсь дети получать много информации о птицах.

  40. Нургуль

    Сурет, молодец

  41. Нургуль

    Классно, молодец, интересно

  42. жаркынай

    рахмет апай, балалар коп нарсе уйренеди деген ойдамын, оте кызык

  43. Алтынай Абубакирова

    Спасибо за урок. Урок очень интересный.Дети получат много информации о зимующих птицах.

  44. Интересная тема

  45. Очень интересный урок, детишкам безусловно понравится.

  46. Спасибо за заботу об окружающей нас среде. Ведь немногие обращают внимание на зимующиx птиц. А ведь маленькие кроxи в целой стае очень гармонично и синxронно красиво танцуют.

  47. ?? учебная деятельность очень хорошая. Ход урока мне понравился. Много дидактических игр.

  48. Балалардың қызығушылығын артатыны анық, өте қызық сабақ

  49. Жаркынай

    Интересный, познавательный и необыкновенно весёлый – так можно сказать об уроке

  50. Дильназ

    Уау! Какой классный урок, успехов вам в вашем работе?

  51. Турсын Алиевна

    Каз!рг! уакытта балабакшага б!л!мд!, жанашыр тэрбиеш!лер мен устаздар кажет-ак. Осындай мугал!м екенд!г! кор!н!п тур. Жарайсын!! Енбег!н жансын.

  52. Өте қызықты.Керамет.Балаларды жалықтырмай, қызықтыратын сабақ.

  53. Урок очень интересен, учебная деятельность мне понравилась

  54. Оте кызыкты оку кызметы.

  55. Урок интересный, насыщенный. Применение различных методов и приемов сделали урок познавательным. У детей развиты коммуникативные навыки, урок прошел на высоком уровне. Спасибо вам за урок! Желаю вам творческих успехов в вашей нелегкой работе!

  56. очень хороший урок,познавательный)

  57. очень хороший урок,познавательный)

  58. Молодец Сагыныш оте кызык сабак

  59. Гульмира

    Сагыныш оте керемет сабак . Сагыныш ардайым бииктен корине бер шакиртерин сенин атынды тек билим жагынан шыгарсын деймин . Оте тартымды сабак

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*